FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Десять аватаров Вишну

Главная    |   Божественные существа    |   Вишну    |   Десять аватаров Вишну







Десять аватаров Вишну

 

К середине I тыс. н.э. формируется представление о десяти основных аватарах Виш­ну:

Рыба (Матсья), спасшая от потопа прародителя людей Ману, его семью, семь мудрецов-риши и Веды (сюжет заимствован из «Шатапатха-брахманы» I.8.1).

Че­репаха (Курма), добывшая погибшие во время потопа сокровища из мирового оке­ана, в их числе напиток бессмертия (амрита), «корову желаний» Сурабху и боги­ню Лакшми (сюжет заимствован из той же «Шатапатха-брахманы» VII.5.1).

Вепрь (Вараха), убивший демона Хираньякшу и поднявший землю из вод космического океана на своих клыках («Махабхарата» III.187 и сл.; ср. Шатапатха-брахмана ХIV.1.2).

Человеколев (Нарасимха), уничтоживший другого демона, Хираньякашипу, преследовавшего своего благочестивого сына Прахладу, почитателя Вишну, и поставившего перед богами условие, что он не может быть убит ни человеком, ни животным («Махабхарата» III. 100).

Карлик (Вамана), восстановивший власть над землей, воздушным пространством и небом, порабощенными демоном Бали, который добился всемогущества своими аскетическими подвигами («Махабхарата» III. 81, 100, 299), — сюжет восходит к ведийским космо­логическим представлениям о трех шагах Вишну, посредством которых он устанавлива­ет пределы Вселенной.

Рама с топором (Парашурама) — брахман, более двадцати раз уничтожавший мужчин-кшатриев из мести за убийство его отца Джамадагни од­ним из царей (этот «кровожадный» миф отражает соперничество сословий жрецов и воинов за приоритет под углом зрения брахманской идеологии).

Рама, знаме­нитый царевич Айодхьи, сын Дашаратхи, герой «Рамаяны» (ср. «Махабхарата» III. 258-275), выигравший войну на острове Ланка с царем демонов Раваной, который похитил его супругу Ситу.

Кришна — еще более популярный герой эпических сказа­ний, родом из клана Ядавов в Матхуре, спасшийся (вместе со своим братом Бала-рамой) от своего дяди — царя Кансы, прославившийся своими любовными утеха­ми с женами и дочерьми пастухов (гопи), убивший Кансу, овладевший Матхурой, ставший союзником Пандавов, поведавший «Бхагавад гиту» и случайно погибший после междоусобиц в Двараке от стрелы охотника.

Будда — Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демонов-асуров к пользованию жерт­венными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением, отрицающим ве­ру в Веды и священные обряды (позднее разрабатывается версия, согласно которой Вишну стал Буддой, чтобы положить конец жертвоприношениям животных, — «Гитаговинда» I.1.13).

Калкин-Вишнуяшас — Вишну будущего времени, отчасти напоминающий будду будущего — Майтрею, который явится в конце нынешней мировой эпохи кали-юги верхом на белом коне с мечом в руке, дабы покарать «варваров» и «воссоздать землю для дваждырожденных» (ср. «Махабхарата» III. 188-189).

 

Матсья

Матсья («рыба») в индуизме — первая аватара Вишну.

Согласно Пуранам, царь древних дравидов и приверженец Вишну, который позже стал известен как Ману, мыл в реке руки, когда маленькая рыбка приплыла в его руки и стала умолять его спасти её жизнь. Он положил её в кувшин, который она вскоре переросла. Затем он перенес её в бак, реку и, наконец, в океан, но тщетно. Наконец, рыба открыла себя как Вишну, который сказал Ману, что скоро произойдёт потоп, который будет продолжаться семь дней и уничтожит всё живое. Вишну объяснил Ману, что он должен собрать и посадить в лодку все сорта растений и все виды животных, чтобы спасти их вместе с собой.

Вишну появляется в данном случае в форме великой рыбы и спасает Ману, первочеловека, прародителя новой человеческой расы. Подобно ветхозаветному Ною, Ману избран на роль первочеловека как великий праведник во времена всеобщего греха. Приводятся различные версии потопа. Пуранические сказания говорят, что кроме Ману также были спасены семь божественных риши, или наделённых разумом детей Брахмы вместе с их жёнами, благодаря чему мир позже снова был заселён людьми.

В икографическом представлении данной аватары Вишну выступает в образе полурыбы-получеловека, причем нижняя его половина рыбья. В двух руках он несёт раковину и колесо, две другие руки в благодающей и защитной позициях. Он носит Кирита-корону и другие традиционные для Вишну украшения.

 

Курма

Курма – вторая аватара Вишну, принявшего образ черепахи.

Оджнажды святой мудрец Дурваса преподнёс цветочную гирлянду Индре, царю полубогов, которую тот беззаботно отдал своему слону, а тот в свою очередь растоптал её. Разгневавшись, Дурваса наложил проклятье на всех полубогов, вследствие чего они утратили свою силу. Деваты обратились к Вишну за помощью. Он сказал им пахтать молочный океан, используя гору Мандару как мутовку. Также он предложил им обратиться за помощью к асурам, чтобы те помогли пахтать океан в обмен на долю амриты, нектара бессмертия, который они добудут. Начав пахтать океан, используя царя змей Васуки в качестве верёвки, гора начала погружаться внутрь океана, и тогда Вишну принял образ черепахи и стал поддерживать гору. Как только появилась чаша с амритой, асуры тот час забрали её себе, после чего Вишну принял образ прекрасной апсары и, соблазнив их, добился права самому распределять амриту между девами и асурами в том порядке, в каком он захочет. Раздав амриту полубогам, апсара исчезла. После чего была большая битва, в которой полубоги одержали победу над асурами.

 

Вараха

Вараха – третья аватара Вишну. В этом воплощении Господь явил Себя в образе вепря для того, чтобы спасти Землю (Притхви), утопленную демоном Хираньякшей на дно вселенского океана Гарбходака. После тысячелетнего поединка Хираньякша был повергнут, а Он поднял Землю на своих клыках.

Согласно ведической космологии, каждая из планет является личностью, обладающей сознанием. Однажды планета Земля сошла со своей орбиты и упала во вселенский океан из-за того, что разные демонические личности выкачивали из неё нефть в огромных количествах, тем самым нарушая её баланс. Небесные существа, дэвы, те что управляют вселенной, так служа Богу, захотели, чтобы Земля была спасена.

В ответ на их просьбу Господь явился, чтобы спасти её. Он принял форму величественного, огромных размеров вепря, погрузился на дно вселенского океана, подхватил Землю и осторожно поднял её к поверхности воды на Своих клыках. Как только Он сделал это, великий демон вызвал их на бой.

Затем Господь Вараха поместил испуганную Землю на поверхность воды и дал ей возможность уплыть. Битва между Господом и демоном проходила внутри океана. После победы над демоном, Он вернулся в духовный мир.

 

Нарасимха

Вишну принял форму наполовину человека, наполовину льва, чтобы победить Хираньякашипу, брата Хираньякши, убитого Варахой. Хиранья-кашипу так же, как и его брат, угодил Брахме и в награду получил вечную защиту от всех мыслимых опасностей. Ни бог, ни человек, ни зверь не могли убить его. Он не мог умереть ни днем, ни ночью, ни в своем доме, ни вне его. Обезопасив себя таким образом, он пошел дальше, потребовал себе божеских почестей, а все иные формы богопочитания в своих владениях запретил. Однако его собствен­ный сын Прахлада был ревностным приверженцем Вишну, и он был пойман с поличным, когда совершал обряд поклонения этому божеству.

Хираньякашипу посоветовал сыну оставить свои благочестивые упражнения, но Прахлада отказался. После телесного наказания он был направлен к настав­нику, известному своими атеистическими взглядами. Тем не менее по возвраще­нии от учителя Прахлада оказался столь же ревностным почитателем Вишну, как и раньше.

Это сверх всякой меры разъярило Хираньякашипу, и «раздраженный до крайности, он приказал змеям напасть на его непокорного и безрассудного сына и искусать его до смерти. Змеи старались как только могли, однако Прахлада даже не чувствовал этого. Змеи пожаловались правителю: «Наши зубы сломаны, наша чешуя, украшенная драгоценными камнями, сокрушена, на­ши капюшоны пылают от жара, и в наших сердцах — ужас, но кожа этого юноши все еще невредима. О, царь дайтьев, прибегни к какому-либо другому средству».

Последовали другие пытки. Однако и «огромные, как горы» слоны не смогли причинить Прахладе вреда. Его не смогли убить, сбросив в пропасть с обрыва. Провалились и попытки утопить его в океане. Неотступно медитируя о Вишну, Прахлада невредимым выходил из всех этих суровых испытаний. Потеряв поражение во всех этих попытках, Хираньякашипу решил переубедить сына доводами.

Однажды, когда Хираньякашипу сидел в своем дворце и разговаривал с сыном об ошибочности почитания Вишну, тот запел хвалу этому богу. «Где твой Вишну?» — в ярости спросил Хираньякашипу. «Везде», — ответил Прахлада. «А в этой колонне он есть?» — снова спросил Хираньякашипу. «Конечно», — сказал Прахлада. «Тогда я убью его», — вскричал царь-демон и, встав, нанес колонне удар.

Из колонны выступил Нарасимха и разорвал Хираньякашипу на куски. Со­общается, что все это произошло вечером, то есть ни днем, ни ночью, на пороге дворца Хираньякашипу, который не находится ни внутри, ни снаружи дома, а поскольку человеко-лев это не бог, не зверь и не человек, то условия дара Брахмы были выполнены с буквальной точностью.

 

Вамана

Вамана – пятая аватара Вишну, принявшего образ карлика-брахмана.

Однажды жил великий демонический царь по имени по Бали, который благодаря своей силе и покаянию сумел завоевать весь мир. Адити и Кашьяпа очень забеспокоились за судьбу полубогов, так как они были их родителями и они стали молиться Вишну, чтобы тот помог им, и в ответ на их молитвы Вишну стал их сыном, приняв образ карлика-брахмана. Услышав, что Бали проводит великое жертвоприношение, Вамана решил отправиться туда, чтобы дать свои благословения. Царь принял его как полагается: поклонился и омыл стопы, после чего предложил выбрать всё, что Вамана пожелает. Учитель Бали предостерёг его, сказав, что на самом деле это сам Вишну в обличии карлика-брахмана, но тот его не послушал. Вамана попросил три шага земли, и царь согласился их дать. Тут Вамана начал расти, непомерно увеличившись в своих размерах и за два шага покрыл всю Землю, небо, небесные планеты и остальную часть вселенной (сделав второй шаг, Вамана пробил оболчку вселенной, откуда во вселенную просочилась капля Причинного океана. Эта капля в виде энергии разлилась по высшим планетным системам, а на земле превратилась в священную Гангу). Третий шаг сделать было некуда и царь предложил сделать его ему на голову. В награду за такую преданность Вамана отправил Бали на Паталу (низшую из планетных систем), а сам стал привратником в его дворце. Сам Бали до конца этой Кали-Юги совершает там аскезу, сидя на пылающем костре, чтобы в следущюю эпоху стать правителем вселенной подобно Индре. Так Бали стал преданным слугой Ваманы, и его до сих пор почитают как одного из махаджан, великих личностей, которым ведом путь истинной религии.

 

Парашурама

Парашурама (буквально «Рама с топором») — шестая дашаватара Вишну. Вишну пришёл как Парашурама с целью избавить варну брахманов от тирании кшатриев. Пятый сын Ренуки и Джамадагни, учитель Бхишмы, Дроны и Карны.

Парашурама уклонился от Битвы на Курукшетре. Не желая выполнять чужую волю, он, будучи аватарой Вишну, предался аскезе и в награду получил от Шивы топор, который не давал ничьей воле доступ в его сознание. После этого он и стал Парашурамой — «Рамой-с-Топором» и истребил всех кшатриев.

«Вишну-пурана« подробно описывает историю Парашурамы. Парашурама был сыном Ренуки и Джамадагни. Некогда царь, именуемый Картавирья, во время охоты посетил хижину отшельника Джамадагни. Джамадагни щедро угостил царскую свиту с помощью своей коровы Сабалы, которая могла выполнить любое желание. Царь, восхищенный чудесными качествами коровы, попросил мудреца отдать ему чудесное животное. Мудрец ответил Катавирье отказом, и тогда сын царя убил Джамадагни. Во время возвращения царя с охоты Парашурама узнал о случившемся и придя в ярость от совершенного святотаства, погнался за Картавирьей, настиг его и убил в бою. После этого Парашурама поклялся отомстить варне кшатриев и уничтожил всех кшатриев на земле 21 раз. Совершив все эти убийства, он выполнил искупительные ритуалы, отдал мудрецу Кашьяпе завоёванные земли и удалился в горы, предавшись покаянию на горе Махендра.

После истребления кшатриев Парашурама взялся за оружие лишь единожды для укрепления своей веры. Когда караван Дашаратхи выезжал из Митхилы, поднялся сильный ветер и на встречу новобрачному Раме явился Парашурама, усомнившийся в божественной природе Рамы. Тот предложил Раме божественный лук Вишну, — лук близнец лука Шивы и решивший, что первый лук состарился и стал ломким. Но приблизившись к Раме, поверил в него и подарил ему этот великий лук как своё приношение богу Вишну. С этим луком Рама и отправился на остров Ланку, и подарок Парашурамы сильно помог Раме.

Рама

Рама или Рамачандра — седьмая аватара Вишну, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи.

«Рама» в «Риг-веде» и «Атхарва-веде» — прилагательное, означающее «тёмный, чёрный» или существительное «тьма» или «темнота», например в «Риг-веде»: «Распространяясь вместе с прекрасно выглядящими днями, Агни (Своими) светлыми красками одолел темноту». В значении имени собственного, Рама упоминается в «Риг-веде»: «Я воспеваю Духсиму Притхавану, Вену, Раму, всемогущих и Царя!»

В «Вишну-сахасранаме», Рама — это 394-е имя Вишну. Согласно комментарию Шанкары, Рама имеет два значения: Верховный Брахман, вечно-блаженная духовная сущность, в которой обретают духовное блаженство йогины, или Бог, который согласно своей воле принял прекрасную форму Рамы, сына Дашаратхи.

Рама и трое его братьев – Бхарата, Лакшмана и Шатругхна – сыновья Дашаратхи, царя Айодхьи, от трех его жен. Они родились после того, как Брахма попросил бога Вишну победить царя демонов Равану. Рама был наделен одной половиной божественности Вишну, а его братья разделили вторую половину.

В индуизме Рама почитается как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет назад. Согласно «Шримад-Бхагаватам» он является одной из лила-аватар Бога. Большинство индуистов считают его реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим бо́льшей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма — преобладающего направления в индуизме.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» — одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой». Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама», что в буквальном переводе ссанскрита означает «совершенный человек». Рама — муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам Дхармы, несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в четырнадцать лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединится к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, — могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, — Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания, Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы, Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита, в свою очередь, показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья, — Лакшмана, Шатругхна и Бхарата, — также проявляют доблесть, силу и добродетель. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны.

 

Кришна
В буквальном переводе с санскрита слово кришна означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий» и обычно используется для описания кого-то с тёмной кожей. В «Брахма-самхите» цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков». Сравнение облака и Кришны по признаку цвета является традиционным для индийской поэзии.

Кришна также известен под другими именами и титулами, которые отражают различные его качества и атрибуты. Говинда и Гопала являются одними из наиболее распространённых имён, указывающих на образ Кришны как пастуха коров. Некоторые имена Кришны имеют особое значения в определённых регионах Индии. Примером может служить имя Джаганнатха, которое пользуется особой популярностью в Ориссе.

Кришну обычно изображают как чёрного или темнокожего юношу, в особенности это характерно для мурти Кришны в индуистских храмах. В изобразительном искусстве, Кришна часто предстаёт как мальчик или юноша во Вриндаване с кожей голубого или тёмно-голубого цвета. Одет он в дхоти жёлтого цвета и, играя на флейте, стоит в характерной ему расслабленной позе со скрещенными ногами; на шее у него гирлянда из цветов, в волосах павлинье перо. Практически всегда Кришна изображается в окружении коров, телят и девушек-пастушек гопи.

Кришна часто также изображается в момент, когда он даёт наставления Арджуне в «Бхагавад-гите» на поле битвы Курукшетра. В этих случаях, Кришна предстаёт как юноша с типичными божественными чертами, характерными для индийского религиозного искусства. Кришну можно увидеть с чакрой — одним из атрибутов Вишну — или с множеством голов и рук, являющим свою вселенскую форму Арджуне.

Подробное описание детства и юности Кришны содержится в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше», являющейся, по мнению учёных, более поздним дополнением к «Махабхарате». Здесь и представлена та богатая сюжетами «биография» Кришны, которая завоевала ему популярность среди самых широких масс индийского народа.

Вишну рождается в облике Кришны в связи с новым этапом восстановления дхармы – с целью избавления земли от власти демонов, возглавляемых на сей раз преступным царем Кансой в Матхуре. Узнав из предсказания, что один из сыновей вождя рода Ядавов Васудэвы и его сестры Дэваки низложит его, Канса решается на убийство всего потомства этой четы, из которого, однако, Баладэве и Кришне удается спастись в семье царя пастухов Враджа Нанды и его супруги Яшоды. Основные узлы «биографии» юного Кришны: убийство демонов, которые, принимая различные обличья, пытаются уничтожить уже новорожденного Кришну и не оставляют этих попыток в течение всей его юности; детские проказы Кришны, доставляющие волнения как его приемной матери, так и благодушному народу пастухов Нанды; игры и ночные хороводы с пастушками (которым предшествовало похищение Кришной их одежд) – каждая из них, забывая о муже и детях, мечтает о том, чтобы герой принадлежал только ей; поднятие над головой горы Говардхана с целью защиты пастухов от ливня; наконец, согласие на призыв Кансы участвовать в «гладиаторских сражениях» в Матхуре, завершившихся убийством царя-демона. Дальнейшие подвиги Кришны: строительство за одну ночь новой столицы Ядавов – Двараки, женитьба на восьми избранницах, первой из которых считалась Рукмини, и способность предаваться любовным наслаждениям одновременно с 16 100 женами, от которых он производит многочисленное потомство, участие на стороне Пандавов в знаменитой битве на Курукшетре. Земное поприще Кришны завершается организацией им убийства всего племени Ядавов, а затем и собственной персоны (посредством стрелы охотника, принявшего его по ошибке за оленя).

Будда

Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демонов-асуров к пользованию жерт­венными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением, отрицающим ве­ру в Веды и священные обряды (позднее разрабатывается версия, согласно которой Вишну стал Буддой, чтобы положить конец жертвоприношениям животных, — «Гитаговинда» I.1.13)

«Бхагавата-пурана» гласит: «В начале калиюги Вишну воплотится в Кикате, называемом Буддой, сыне Джины, чтобы обмануть врагов божеств».

«Сканда-пурана» так резюмирует его учение: «В виде Будды Вишну учил, что у вселенной нет творца, поэтому неверно утверждение о существовании еди­ного вселенского высшего духа, так как Брахма, Вишну, Шива и все прочие — лишь имена подобных нам плотских существ. Смерть есть мирный сон, зачем же ее страшиться?.. Он также учил, что удовольствие есть единственный рай, а боль — единственный ад, а блаженство состоит в освобождении от невежества. Жертвоприношения лишены смысла».

Как мы увидим в дальнейшем, Будда, который действительно отказывался признавать кастовые ограничения, проповедовал тщетность жертвоприношений и не испытывал тяги к божеству.

Калки

Калки – мессия в индуизмеаватара Вишну, его десятое воплощение. Белый Вишну сидит на чёрном коне (либо чёрный Вишну — на белом), со сверкающим мечом в руке, истребляет злодеев, разрушает мир и восстанавливает Дхарму — истинную религию и подготавливает грядущее возрождение мира. Это единственная «будущая», мессианская аватара Вишну, и произойдёт она, согласно мифологической хронологии в конце Кали-юги, то есть в конце настоящего исторического периода,который начался в 3102 году до н. э. Продолжительность Кали-Юги 432 тысячи лет. Это самая плохая из юг. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть и другие пороки.

«Вишну-Пуранапротекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению — (Пралайе). Когда конец Кали-юги будет совсем близок, часть божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы (Калки Аватар), сойдёт на Землю… одарённый восемью сверхчеловеческими способностями… Он восстановит справедливость на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали-юги, пробудятся и будут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены… явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам века Крита (или века Чистоты)».» о приходе аватара Калки: «Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин и детей, и коров; они будут захватывать имущества своих подданных; власть их будет ограничена… жизнь их будет кратка, желания ненасытны… Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут мощны (в Индии), покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены, народ будет погибать. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днём, пока весь мир не будет развращён… Лишь имущество будет давать положение: богатство будет единственным источником почитания и преданности; сладострастие — единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового наслаждения… Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни; нечестность будет общим средством существования; слабость — причиною зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться благочестием; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством… сильнейший будет властвовать… народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов (кхара-бхара), будет спасаться в долинах… Так, в Кали-юге разложение будет неукоснительно

 


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи