FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Фундаментальные категории учения Праджня-янтры

Главная    |   Библиотека йоги    |   Свами Вишнудевананда Гири    |   Фундаментальные категории учения Праджня-янтры



Садгуру Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв)

Фундаментальные категории учения Праджня-янтры

Оглавление

Пятьдесят пять фундаментальных категорий Веданты (пракрий)
Шестнадцать главных состояний сознания
Джаграт (бодрствование)
Свапна (сон)
Сушупти (глубокий сон без сновидений)
Турья
Шестнадцать узлов неведения (видья-грантх)
Учение о двадцати четырех распознаваниях
Учение о четырех способах взаимоотношений

Пятьдесят пять фундаментальных категорий Веданты (пракрий)

Пятьдесят пять фундаментальных категорий Веданты (пракрий)

Пракрийи или различные категории философии Веданты — это фундаментальные элементарные принципы, на которых строится ее этика и метафизика. Они описывают проявленное и непроявленное, Брахман, майю (иллюзию), Ишвару (Творца), дживу (индивидуальную душу) и Вселенную. Природа Реальности, характеристики феноменального кажущегося мира и устройство индивидуальных «я» — вот основные темы, исследуемые Ведантой.

Шри Шанкарачарья сказал, что человек должен овладеть садханой, квалифицируемой по четырем признакам, прежде чем приступить к изучению таттва-бодхи (знания о природе Атмана). Искренний ученик, обладающий горячим стремлением, верой, упорством и чистой совестью, отыщет путь самотрансформации через это знание. Необходимо глубоко разобраться в этих различных категориях, и лишь после этого переходить к изучению подлинной философии Адвайта-веданты, которая построена на строгой логике и глубоких рациональных рассуждениях при исследовании вечных истин Бытия.

  1. Двадцать четыре таттвы (принципа проявления мула-пракрити (изначальной материи):

    ~ пять танматр (элементарных принципов):

    ~ шабда (звук),

    ~ спарша (прикосновение),

    ~ рупа (цветовая форма),

    ~ раса (вкус),

    ~ гандха (запах)

    ~ пять джняна-индрий (органов чувственного восприятия):

    ~ шротра (ухо),

    ~ твак (кожа),

    ~ чакшу (глаз),

    ~ джихва (язык),

    ~ гхрана (нос).

    ~ пять карма-индрий (органов действия):

    ~ вак (речь),

    ~ пани (рука),

    ~ пада (нога),

    ~ упастха (гениталии),

    ~ пайю (анус).

    ~ пять пран (жизненных сил):

    ~ прана,

    ~ апана,

    ~ самана,

    ~ удана,

    ~ вьяна.

    ~ четырехэлементная антахкарана (внутренний орган):

    ~ манас (ум),

    ~ буддхи (интеллект),

    ~ читта (память),

    ~ ахамкара (эго).

  2. Три тела (шариры):

    ~ стхула-шарира (плотное физическое тело),

    ~ сукшма или линга­шарира (тонкое тело),

    ~ карана-шарира (причинное тело).

  3. Пять кош (телесных оболочек, покрывающих дживу (душу):

    ~ аннамайя (тело питания),

    ~ пранамайя (тело дыхания),

    ~ маномайя (ментальная оболочка),

    ~ виджнянамайя (интеллектуальная оболочка),

    ~ анандамайя (оболочка блаженства).

  4. Шесть бхава-викар (модификаций тела):

    ~ асти (бытие),

    ~ джайяте (рождение),

    ~ вардхате (рост),

    ~ випаринамате (изменение),

    ~ апакшийяте (увядание),

    ~ винашьяти (смерть).

  5. Пять махабхут (плотных элементов):

    ~ акаша (небо),

    ~ вайю (воздух),

    ~ агни (огонь),

    ~ апас (вода),

    ~ притхиви (земля).

  6. Пять упапран (вспомогательных жизненных сил):

    ~ нага,

    ~ курма,

    ~ крикара,

    ~ дэвадатта,

    ~ дхананджая.

  7. Шесть урми (волн океана сансары):

    ~ шока (скорбь),

    ~ моха (смятение, заблуждение),

    ~ кшут (голод),

    ~ пипаса (жажда),

    ~ джара (старение),

    ~ мритью (смерть).

  8. Шесть вайри (врагов):

    ~ кама (страсть),

    ~ кродха (гнев),

    ~ лобха (жадность),

    ~ моха (чувственное влечение, обман или смущение),

    ~ мада (гордость),

    ~ матсара (ревность).

  9. Майя (иллюзорная энергия) двойственна:

    ~ видья (знание),

    ~ авидья (неведение).

  10. Видья (знание) бывает двух видов:

    ~ пара (абсолютное),

    ~ апара (относительное).

  11. Три авастхи (состояния сознания):

    ~ джаграт (бодрствование),

    ~ свапна (сон со сновидениями),

    ~ сушупти (глубокий сон).

  12. Два аспекта шакти:

    ~ аварана (вуалирующая),

    ~ викшепа (отвлекающая).

  13. Семь джняна-бхумик (землей мудрости):

    ~ шубхекча,

    ~ вичарана,

    ~ тануманаси,

    ~ саттвапатти,

    ~ асамсакти,

    ~ падартхаабхавана,

    ~ турийя.

  14. Семь аджняна-бхумик (степеней неведения):

    ~ биджа-джаграт,

    ~ джаграт,

    ~ махаджаграт,

    ~ джаграт-свапна,

    ~ свапна,

    ~ свапна-джаграт,

    ~ сушупти.

  15. Садхана включает в себя четыре принципа:

    ~ вивека (умение различать),

    ~ вайрагья (бесстрастие),

    ~ мумукшуттва (горячее стремление к Освобождению),

    ~ шат­сампат (шесть добродетелей):

    ~ шама (спокойствие ума),

    ~ дама (сдержанность, или контроль чувств),

    ~ упарати (прекращение мирской деятельности),

    ~ титикша (сила духа и стойкость),

    ~ шраддха (вера в Бога, Гуру, священные тексты и Высшее «Я»),

    ~ самадхана (концентрация или однонаправленность сознания).

  16. Природа Атмана-Брахмана тройственна:

    ~ caт (бытие),

    ~ чит (сознание),

    ~ ананда (блаженство).

  17. В сердце есть три грантхи (узла):

    ~ авидья (неведение),

    ~ кама (желание),

    ~ карма (действие).

  18. Джива характеризуется тремя недостатками:

    ~ мала (нечистота),

    ~ викшепа (беспокойство ума),

    ~ аварана (неведение).

  19. Две вритти (состояния психики):

    ~ вишайя-каравритти (объективный психоз),

    ~ брахма-каравритти (бесконечный психоз).

  20. Три гуны (качества Пракрити):

    ~ саттва (свет и чистота),

    ~ раджас (активность и страсть),

    ~ тамас (тьма и инертность).

  21. Восемь «пури» («городов», образующих тонкое тело):

    ~ джняна-индрии,

    ~ карма-индрии,

    ~ праны,

    ~ антахкарана,

    ~ танматры,

    ~ авидья,

    ~ кома,

    ~ карма.

  22. Три кармы:

    ~ санчита,

    ~ прарабдха,

    ~ агами.

  23. Природа любой вещи пятерична:

    ~ асти,

    ~ бхати,

    ~ прийя,

    ~ нама,

    ~ рупа.

  24. Три бхеды (различия):

    ~ свагата,

    ~ саджатийя,

    ~ виджатийя.

  25. Две лакшаны (определения природы Брахмана):

    ~ сварупа-лакшана,

    ~ татастха-лакшана.

  26. Семь дхату (элементов, составляющих тело):

    ~ раса (млечный сок),

    ~ асра (кровь),

    ~ мамса (плоть),

    ~ меда (жир),

    ~ астхи (кость),

    ~ маджджа (костный мозг),

    ~ шукра (семя).

  27. Четыре состояния джняны (знания):

    ~ брахмавид,

    ~ брахмавид-вара,

    ~ брахмавид-варийя,

    ~ брахмавид-вариштха.

  28. Четыре анубандхи (обсуждаемых тем в Веданте):

    ~ адхикари (достойный ученик),

    ~ вишайя (субъект),

    ~ самбандха (связь),

    ~ прайоджана (результат).

  29. Шесть линг (признаков совершенного изложения и толкования текста):

    ~ упакрама­упасамхараэкавакьята (единство мысли в начале и в конце),

    ~ абхьяса (повторение),

    ~ апурвата (новизна или необычный характер доказательства),

    ~ пхала (наличие практического вывода),

    ~ артхавада (убедительная экспрессия),

    ~ упапатти, или юкти (иллюстративность аргументации).

  30. Три бхаваны (разновидности понимания):

    ~ самшайя-бхавана (сомнение),

    ~ асам-бхавана (ощущение невозможности),

    ~ випарита-бхавана (извращенное, неправильное мышление).

  31. Тринадцать мал (загрязнений сознания):

    ~ рага,

    ~ двеша,

    ~ кама,

    ~ кродха,

    ~ лобха,

    ~ моха,

    ~ мада,

  32. Пять клеш (омрачений):

    ~ авидья (неведение),

    ~ асмита (эгоизм),

    ~ рага (любовь),

    ~ двеша (ненависть),

    ~ абхинивеша (привязанность к телу и мирской жизни).

  33. Три вида страданий:

    ~ адидайвика,

    ~ адибхаутика,

    ~ адхьятмика.

  34. Шесть праман (доказательств знания):

    ~ пратьякша (восприятие),

    ~ анумана (умозаключение),

    ~ упамана (сравнение),

    ~ агама (священный текст),

    ~ артхапатти (допущение),

    ~ анупалабдхи (невосприятие).

  35. Два сознания:

    ~ ашуддха (нечистое),

    ~ шуддха (чистое).

  36. Два вида медитации:

    ~ сагуна (с качествами),

    ~ ниргуна (без качеств).

  37. Два типа мукт (Освобожденных):

    ~ дживанмукта (в теле),

    ~ видехамукта (вне тела).

  38. Две мукти (Освобождения):

    ~ карма-мукти,

    ~ садйо-мукти.

  39. Два уровня самадхи:

    ~ савикальпа и 

    ~ нирвикальпа.

  40. Джняна бывает двоякой:

    ~ парокша (косвенная),

    ~ апарокша (непосредственная).

  41. Пракрити состоит из двух частей:

    ~ пара,

    ~ апара.

  42. Апара-пракрити состоит из восьми элементов:

    ~ земля,

    ~ вода,

    ~ огонь,

    ~ воздух,

  43. В веданте есть три прастханы (авторитетных текста):

    ~ Упанишады,

    ~ «Ведантасутра»,

    ~ «Бхагавад-Гита».

  44. Две разновидности грантх (текстов):

    ~ прамана-грантхи,

    ~ прамейя-грантхи.

    Тексты также делятся на:

    ~ пракрийя-грантхи

    ~ шастра-грантхи.

  45. Есть три васаны (желания):

    ~ дарайшана (желание иметь жену),

    ~ виттайшана (желание обладать богатством),

    ~ локайшана (жажда жизни в этом мире и потустороннем мире).

  46. Четыре вида существ:

    ~ джараюджа (рожденные из матки),

    ~ андаджа (рожденные из яйца),

    ~ сведаджа (рожденные из пота),

    ~ удбхиджджия (рожденные из земли).

  47. У врат спасения стоят четыре стража:

    ~ шанти (покой),

    ~ сантоша (удовлетворенность),

    ~ вичара (анализ, или логическое рассуждение),

    ~ сатсанг (общество мудрых).

  48. Пять состояний сознания:

    ~ кшипта (рассеянное),

    ~ мудха (вялое),

    ~ викшипта (слегка рассеянное),

    ~ экагра (сосредоточенное),

    ~ нируддха (приторможенное).

  49. Девять телесных врат:

    ~ два уха,

    ~ два глаза,

    ~ рот,

    ~ нос,

  50. Аварана-шакти состоит из:

    ~ асаттва­авараны,

    ~ абханаавараны.

  51. Викшепа-шакти состоит из трех частей:

    ~ крийя-шакти,

    ~ иччха-шакти,

    ~ джняна-шакти.

  52. Три разновидности сатты (бытия):

    ~ парамартхика (абсолютная реальность),

    ~ вьявахарика (феноменальная),

    ~ пратибхасика (иллюзорная).

  53. Знание бывает двух видов:

    ~ сварупа-джняна (знание сущностной природы),

    ~ вритти-джняна (психологическое или интеллектуальное знание).

  54. Четыре препятствия к достижению самадхи:

    ~ лайя (апатичность),

    ~ викшепа (рассеянность),

    ~ кашайя (привязанность),

    ~ расасвада (эгоистическое наслаждение).

  55. Есть два значения махавакьи (великого речения) Тат Твам Аси («Ты есть То»):

    ~ вачьяртха (буквальное значение),

    ~ лакшьяртха (указывающее значение).

Шестнадцать главных состояний сознания

Существует шестнадцать главных состояний сознания.

Из них первичны четыре:

~ джаграт (бодрствование),

~ свапна (сон),

~ сушупти (глубокий сон без сновидений),

~ турья (трансцендентальное чистое бытие вне трех предыдущих).

Джаграт (бодрствование)

Джаграт-джаграт (бодрствование в бодрствовании)

Это такое сознание присутствия, в котором по отношению к видимым объектам не возникает таких идей, как «это» или «мое», т. е. это пребывание в обнаженном осознавании.

Джаграт-свапна (бодрствование во сне наяву)

Джаграт-свапна это такое состояние просветленной осознанности, когда отброшены все идеи имен и форм (намарупавикальпа), и осознанность наяву проникает в глубину подсознания. В случае обычного человека — это грезы, сон наяву, подобный галлюцинации.

Джаграт-сушупти (бодрствование в глубоком сне наяву)

В джаграт­сушупти нет никаких идей, даже идей о «Я» или бесконечном Сознании. Это состояние святого, когда он, бодрствуя и созерцая, пребывает одновременно в глубоком сне, оставив слабое функционирование ума и чувств.

Джаграт-турья (бодрствование в турье,
трансцендентом Брахмане)

В джаграт­турье кроме этого, есть непреклонная устойчивая реализация иллюзорности трех состояний материи: грубого, тонкого и причинного плана. Это глубочайшее естественное (сахаджа) самадхи истинного джняни, который внешне, для других, находится в гуще этого мира, сам же полностью слит с Брахманом.

Таким же образом делятся и остальные состояния.

Свапна (сон)

Свапна-джаграт (сон в бодрствовании)

Осознанное бодрствование, «присутствие» в сновидении, когда, несмотря на сновидение, нет проекций, мыслепостроений ума (викальп), или, если они возникают, они тут же самоосвобождаются. В этом состоянии приходит ясное понимание того, что даже деятельность тонкого тела на астральном уровне, возникающая раньше физических действий, не ограничивает личность, когда устранены переживания физического мира. Это осознанное сновидение, когда присутствие в нем не затмевается видениями сна, образами астрального плана.

Свапна-свапна (сон во сне)

Здесь есть воспринимающий, воспринимаемое и процесс восприятия. Это грезы в сновидении, магическая реальность, осознанная иллюзия, которая может создаваться сиддхом, или неосознанная в случае с обычным человеком.

Свапна-сушупти

На этом уровне коренное неведение (каранааджняна) разрушается. Благодаря тонкому различению и созерцанию мышление объединено со своим Источником (Сахаджьей). Святой внешне спит, а в действительности пребывает в неописуемом блаженстве без имен и качеств, в Мире без Форм (Арупа-лока). Обычным людям этот уровень сознания недоступен.

Свапна-турья

Состояние сознания, в котором блаженное чувство индивидуального «я» в осознанном сне полностью теряется во вселенском блаженстве во время савикальпасамадхи, переходящего в нирвикальпа­самадхи.

Сушупти (глубокий сон без сновидений)

Сушупти-джаграт

Этот уровень осознается только в самадхи. В этом состоянии благодаря утонченной игре чистого мышления опыт личного блаженства самадхи принимает очертания Ишвары, Разума Вселенной, Брахмы-Творца, имеющего тонкое чувство индивидуальности.

Сушупти-свапна

Здесь личность отождествляет себя с модификациями ума (викальпами), который долго был погружен в опыты индивидуального блаженства.

Сушупти-сушупти

Здесь находятся те, кто достигает самадхи глубокого пробуждения к единству (бодхайката), которое превосходит все ментальные колебания и представления о сущности Абсолюта. В случае обычных людей — это полный провал в бессознательный сон Пустоты, где нет никаких впечатлений и нет осознанности.

Сушупти-турья

Здесь в наиболее чистом виде проявляется Единая и неделимая Сущность Ума (Акхандайкараса) вне всякой двойственности, это Сахаджья без каких-либо качеств.

Турья

Турья-джаграт

Обычным людям этот уровень недоступен, т. к. может быть пережит лишь в сахаджа­самадхи. Когда единая сущность Ума блаженно переживается при бодрствовании в сахаджа­самадхи, это пребывание в турья-джаграт.

Турья-свапна

Ее достичь очень трудно. В этом состоянии глубокая суть естественного Ума (Сахаджья) не теряется даже во сне.

Турья-сушупти

Этого состояния достичь еще сложнее. В этом состоянии полнота естественного состояния удерживается в глубоком сне без сновидений.

ТУРЬЯ-ТУРЬЯ

Это высочайшее состояние, апогей, кульминация всего. Даже Единая Сущность (Акхандакайраса) исчезает так же, как муть уничтожается орехом катака (которым очищают воду). Эта ступень является полной бесформенностью (арупа), и находится за всякими пределами познаваемого. В учение о шестнадцати кала состоянию ТУРЬЯ-ТУРЬЯ соответствует шестнадцатая, последняя ступень Луны осознавания.

Реализовать Просветление всех шестнадцати уровней весьма трудно. Эти шестнадцать видов сознания связаны с шестнадцатью частями (матрами) слога «Ом», которые их символизируют.

Шестнадцать узлов неведения (видья-грантх)

Учение о шестнадцати узлах, препятствующих истинному знанию (видья-грантхах) — важная часть общего раздела Лайя-йоги, оно дает детальный анализ главных форм неведения (аджняны), которые глубоко пустили корни в нашем сознании, препятствуя Освобождению и Просветлению.

Эти шестнадцать узлов таковы:

  1. Ложное представление «я есть это физическое тело» (бхава «ахам деха асми»), отождествление «я», сознания с материальным телом, возникающее из-за отсутствия вивеки (различения).
  2. Этернализм, субъект-объектное восприятие, ложная вера в то, что мир является внешним, существующим независимо от сознания и самосущим.
  3. Ахамкара-буддхи — ложное отождествление сознания с эго, «чувство собственной важности», представление о «я», как о некой независимой от Абсолюта сущности, состоящей из понятийного ума и мыслей (манаса), памяти, воли, интуитивного сознания (буддхи) и т. д.
  4. Картриттва-буддхи — ложное понимание любых действий, активности, как обусловленных чувством делания и делателя, сопровождающееся привязанностью к плодам действий, вместо принципа лилы (божественной, ничем не обусловленной спонтанной игры) вне деяния и самого делателя.
  5. Ложное понимание всех событий, ситуаций и действий как однозначных и прямолинейных (вместо многомерного, неоднозначного (анеканта) видения Реальности, например, когда в действии обычного существа проявляется игра божества, за словами Учителя стоит то, что вне слов и т. д.).
  6. Манаса-дришти — умственное воззрение, ложное видение Реальности через призму умственных оценок, концепций и «ярлыков» (вместо прямого восприятия (пратьякши) с помощью естественного обнаженного осознавания вне оценок и суждений).
  7. Нечистое видение (ашуддха-дришти) — омраченный способ воспринимать Реальность, основанный на сильных двойственных и обусловленных кармой оценках (вместо чистого видения, присущего богам, риши и сиддхам).
  8. Отсутствие божественной гордости (Брахма-ахамбхавы, дивьябхавы), заставляющее человека считать себя ограниченным и ничтожным, подверженным судьбе и пагубным обстоятельствам, не верящим в собственное Божественное «Я» (вместо божественной гордости — состояния, полного величия, глубины, игры, священности, запредельности и возвышенности).
  9. Отсутствие единого «вкуса» (самарасьявидья) — ложное понимание, заставляющее нас воспринимать многообразие явлений и запутываться в нем, без понимания того, что все это одно и неотделимо от Всевышней Сущности, Единой Сферы (Экабинду), вместо состояния единого «вкуса», присущего риши, святым и сиддхам.
  10. Ложное понимание внешнего мира как самосущего (этернализм) и отдельного от Абсолюта или как несуществующего вообще и не имеющего к Абсолюту никакого отношения (нигилизм), вместо умения объединять естественное осознавание с любыми внешними проявлениями.
  11. Тройное нераспознавание принципа пространства:

~ как естественной сущности своего «Я», Естественного Ума;

 

~ как того, что создается сознанием и не имеет независимых законов, кроме тех, что установлены сознанием, его породившим;

~ как пустой сути всех внешних вещей во Вселенной.

 

  1. Человеческое, «земное», кармическое видение (локадришти), т. е. жесткая схваченность своим кармическим видением, своими иллюзорными понятиями о смысле жизни и о себе, ложное представление о своем мире, в котором мы живем, как о единственно возможной реальности (в отличие от многомерной реальности, в которой живут боги, риши и сиддхи).
  2. Ложное понимание причин и следствий, как жестко соединенных друг с другом, вместо видения причин и следствий, как не связанных прямо (подобно вороне, садящейся на пальму, и случайно падающему кокосу), проявления ветвления вероятностных вариативных вселенных (реальностей, обусловленных сознанием божества, сиддха, риши, пассионария), при которых действия (причины) не порождают следствия прямо, а являются лишь косвенно действующими вторичными причинами, инициирующими появление альтернативных вариантов реальности каждый миг.
  3. Ложное понимание времени (кала), как разделенного на прошлое, будущее и настоящее, и текущего в одном направлении (из прошлого в будущее), вместо целостного восприятия всех событий, как уже существующих одновременно в Единой сфере (Абсолюте).
  4. Ложное понимание внешних условий, законов природы, Вселенной, как неуправляемых, незыблемых, самосуществующих, независящих от сознания и постоянных (вместо способностей творить реальность, присущих сиддхам, богам и риши).
  5. Ложное ограничение своей творящей воли, понимание своей воли не как вселенской силы Абсолюта (иччха-шакти), а как обособленной от воли Абсолюта, возникающее из-за того, что эта воля приписывается эгоистичной индивидуальности (ахамкаре), считающей себя телом.

Таковы шестнадцать главных узлов, которые нам предстоит развязать или разрубить на пути к Освобождению. Не развязав их, невозможно обрести Пробуждение и покинуть круговорот рождения-смерти. Для их развязывания йогину потребуется несгибаемая воля, беспредельная вера, огромная концентрация, большой запас энергии, энтузиазм в садхане, полный контроль над желаниями, неослабевающий с годами, милость Гуру и его Ануграхи, мастерство в созерцании природы Ума, различающая мудрость, заслуги, самоотдача, преданность, бесстрастие и другие превосходные йогические качества.

Учение о двадцати четырех распознаваниях
(«Жемчужина различающей мудрости»)

Сущность практики Праджня-янтры — созерцание и самоисследование «Я», сущности Ума. Но что должно быть их результатом? Некоторые, немного поразмышляв на эту тему, утверждают, что когда ищешь ум, то ничего не находишь, следовательно, «я» не существует, и успокаиваются на этом. «Жемчужина различающей мудрости» («Учение о двадцати четырех распознаваниях») — это настоящая жемчужина Джняна-йоги в нашей традиции, оно четко и ясно указывает, что результатом практики самоисследования должно быть рождение сверхтонкой различающей мудрости (вивеки), которая позволяет безошибочно отделить сущность «Я» от того, что ею не является, подобно тому, как волшебный лебедь отделяет молоко от воды.

В рамках этого учения распознаются следующие категории:

  1. Распознавание Ума как Абсолюта, Всевышнего Источника, чья сущность — Сат-Чит-Ананда.
  2. Распознавание Ума как Пустоты (Шуньи).
  3. Распознавание Ума как саморожденного и спонтанного, естественной, врожденной природы всего сущего, не требующей усилий (Сахаджьи).
  4. Распознавание Ума как пространства, всепронизывающей сущности.
  5. Распознавание Ума как отличного от пяти великих элементов (махабхутов) и источника пяти мудростей.
  6. Распознавание сущности «Я» как отличной от трех состояний (джаграт, свапна, сушупти).
  7. Распознавание Ума как отличного от пяти оболочек (кош).
  8. Распознавание Ума как отличного от трех гун материальной природы и одновременно как источника трех творческих созидательных энергий (Брахми, Раудри и Вайшнави).
  9. Распознавание Ума как единства, свободного от множественности, но являющегося источником мнимой множественности.
  10. Распознавание Ума как принципа единого «вкуса» (самарасьи) всех явлений.
  11. Распознавание Ума как принципа божественности, божественной гордости, славы и величия (дивьябхавы).
  12. Распознавание Ума как принципа изначального совершенства и чистоты (чистого видения), который никогда не омрачается.
  13. Распознавание Ума как светоносности, освещающей все явления.
  14. Распознавание Ума как неконцептуальной сущности, не связанной с логическими понятиями.
  15. Распознавание Ума как постигающей ясности, освещающей все направления.
  16. Распознавание Ума как безопорного, самоподдерживающегося пространства (Нираламбха).
  17. Распознавание Ума как воззрения вне любых крайностей этернализма и нигилизма.
  18. Распознавание Ума как принципа недеяния, пронизывающего действия.
  19. Распознавание Ума как независимого от времени и источника времени.
  20. Распознавание Ума как независимого от пространства и источника пространства.
  21. Распознавание Ума как того, что не рождается и не умирает, не подвержено карме, независимого от закона причинности и самого источника причинности.
  22. Распознавание Ума как сущности пяти органов чувств (джняна-индрий), ума (манаса) и разума (буддхи).
  23. Распознавание Ума как источника троицы, порождающей сансару (субьект, обьект, восприятие).
  24. Распознавание Ума как действенной причины и средства естественного самоосвобождения, дарующего три просветленных тела (Джняна-деха, Пранава-деха и Сиддха-деха).

Задачей Праджня-янтры является развязывание шестнадцати узлов неведения с помощью двадцати четырех видов вивеки (распознаваний), порождаемых созерцанием естественного Ума. Изучение учения «Вивека-чинтамани» подобно великой жемчужине. Оно является теоретическим фундаментом Праджня-янтры, за короткий срок устраняет иллюзии и заблуждения в отношении «Я», наделяя йогина истинными качествами настоящего джняни, ибо разве может остаться сансарным человеком тот, кто его постиг?

Учение о четырех способах взаимоотношений

В учении Праджня-янтры есть описание в тантрийском стиле сиддхов разных типов взаимоотношений с внешними чувственными объектами. Сами внешние объекты воспринимаются как женский принцип (Шакти), с которым происходит взаимодействие. Это взаимодействие может быть:

~ опустошающим,

~ нейтральным,

~ оживляющим и питающим,

~ просветляющим.

Объекты чувств в зависимости от уровня осознанности могут выступать как:

~ мирская жена (супруга),

~ сестра,

~ мать,

~ тантрийская супруга (дакини, дути, вестница, свакия).

Объект как «мирская супруга» означает обычное сансарное восприятие, когда нет осознанности при восприятии, которое сопровождается ревностью, привязанность, зависимостью и жаждой обладания и страданиями, как и в случае взаимоотношений с мирской супругой.

Объект как «сестра» означает ровные, чистые, приятные отношения, когда есть некоторая отстраненность и осознанность, зарожден наблюдатель (драшта), нет ни сильной привязанности, не ревности, ни желания обладания, как при взаимоотношениях с сестрой.

Объект как «мать» означает полноценную интеграцию в естественном состоянии, когда все объекты чувств самоосвобождаются в Сахаджье, и уму позволяется спонтанно переживать все явления этого мира, наслаждясь ими подобно тому, как ребенок наслаждается общением с матерью без ограничений, поскольку есть распознавание пустотной и чистой сущности объекта, благодаря устойчивому пребыванию в Сахаджье. В этом случае объекты чувств напитывают йогина жизненной силой и ясностью по принципу «мать кормит сына».

Объект как «вестница» означает интеграцию с внешним с предельной полнотой осознанности, полную восторга и блаженства, подобного блаженству экстаза при соединении с «внутренней дакини», энергией Кундалини, дути (тантрийской дакини, вестницей), когда чувственные впечатления не только самоосвобождаются, но и даруют вспышки ясности, вводя ветры в центральный канал.

 




Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи