FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Лайя-йога в Бихарской школе йоги

Главная    |   Основа йоги    |   Учение Лайя-йоги    |   Лайя-йога в Бихарской школе йоги



Лайя дхарана

Есть два пути достижения просветления. Один путь ведет к расширению сознания, а другой путь – к полному растворению, лайе или шунье. Первый путь включает в себя много духовных практик, и его преподают многие учителя. Второй путь известен как лайя, и ему учат очень немногие. Это то, что имел в виду св. Иоанн Крест, говоря: «Клянусь Богом, я умираю каждую ночь». Что это за смерть, и что это за ночь? Когда ум возвращается к источнику, когда праны и тело остаются инертными, как будто мертвыми, это лайя. Единственное различие между конечной стадией лайи и опытом смерти состоит в том, что после смерти вы не возвращаетесь в то же самое тело, тогда как после переживания стадии лайи, вы возвращаетесь к тем же самым телу и уму, и продолжаете жить как тот же самый человек.

 

Лайя-йога и кундалини-йога

 

Слово лайя означает «растворять», «уничтожать». Что при этом растворяется? Не ум, поскольку это происходит в ходе обычной практики кундалини-йоги. Двигаясь от муладхары к свадхистхане, а затем к манипуре, вы постепенно растворяете различные слои ума. Растворение праны также происходит в кундалини-йоге. Лайя-йога представляет собой вариант кундалини-йоги и крийя-йоги в традиции Упанишад. Упанишады утверждают, что посредством хатха-йоги можно преодолеть доши, накопившиеся в теле, и после очищения утвердиться в высшем Я, которое представляет собой чайтанью, или божественность. Это не переживание, а абсолютное слияние. На этом уровне полностью прекращаются дыхание, все движения энергии, все движение ума, и достигается растворение личности.

Это значит не просто иметь опыт или видения, а полностью раствориться в космическом Я. Это растворение видится как форма преобразования обычных паттернов сознания и развитие трансцендентной природы. Проявленная природа должна раствориться, слившись с непроявленной природой. Это уничтожение всей жизненной силы, за которым следует возрождение, и есть лайя-йога.

Кундалини-йога – это тантрический процесс, а лайя-йога – ведический процесс. В практиках тантры акцент делался на энергии, на ощущении, на повышении чувствительности осознания для переживания движения прана шакти. И кундалини-, и лайя-йога работают над пробуждением пран и чакр, и над стимуляцией и очищением таттв; однако лайя-йога, кроме того, подчеркивает осознание сознания.

Лайя-йога направлена на повышение чувствительности осознания для переживания сознания, чтобы мы могли осознавать изменения, происходящие в этом измерении. Способность наблюдать и контролировать опыт в поле сознания позволяет человеку, в конечном счете, гармонизировать праническое пробуждение, пробуждение чакр и кундалини. Лайя – это система, которая дополняет практики кундалини- и крийя-йоги, привнося равновесие как в прану, так и в структуру сознания, таким образом делая нашу практику более полной.

 

Вхождение в бессознательное

 

При первом вхождении в состояние лайи индивидуальное сознание полностью распадается. Нет никакого осознания «я», никакого знания времени, пространства, объекта, или индивидуальности. В некоторых случаях прекращается даже дыхание. Если человек продолжает практиковать и переживать это состояние лайи, все его тело входит в состояние трупного окоченения. Это может продолжаться полчаса, час, или всю ночь; в течение этого времени тело лишено праны. В состоянии лайи ум возвращается от состояния проявления к состоянию растворения. В течение этого времени ум возвращается в каузальное состояние.

Подобно тому, как маленькое растение возвращается к семени, так и ум возвращается к своему первоначальному состоянию, которое называется мула пракрита. В этом состоянии нет никакого творения, никакой деятельности, движения, или вибрации. Нет ни эволюции, ни регресса, ни пространства, ни времени. Согласно современной психологии, на этой стадии ум входит в бессознательное тело, а согласно Веданте – в анандамайя кошу. Здесь сознание освежается и дополняется бессознательной самостью. Кроме того, здесь развиваются восемь сиддх, описанных в Раджа Йога Сутрах Патанджали, так что когда сознание возвращается к нормальному состоянию, оно наделено духовной силой.

 

Черная дыра и белая дыра

 

Согласно теории лайя-йоги, в нашем сознании есть черная дыра и белая дыра. В процессе духовного пробуждения для нас естественно влечение к анахате. Мы всегда считали анахату связанной с различными формами тонких ментальных движений, такими как эмоции и чувства. Большинство из нас доходят в садхане только для анахаты.

За пределами анахаты имеет место другой вид опыта, который не имеет ничего общего с умом или телом или с опытом, который у нас бывает в жизни. За пределами анахаты имеется белая дыра, из которой происходит творение. Эту белую дыру представляет янтра вишуддхи – белый круг. Черная дыра нашей личности – это муладхара. Все наше существующее и потенциальное поведение, сознание, творчество, божественные способности и трансцендентальное осознание втягиваются в эту область. Мы обладаем энергией, способностью и силой, но коль скоро это более высокое осознание втягивается в муладхару, мы становимся обычными существами, ищущими чувственных развлечений, чувственных удовольствий, и проживаем свои жизни так, как это делали многие поколения до нас.

Как только мы попадаем во власть этой черной дыры, мощного притяжения муладхары, для нас нет спасения. Именно здесь переживаются колесо жизни и закон кармы. Другую сторону спектра представляет вишуддхи. Этому потенциалу приходится всплывать из белой дыры вишуддхи в сферу человеческого сознания. Такова теория или концепция лайи. Таким образом, как и в теории Большого Взрыва и расширения внешней вселенной, внутри нас тоже есть белая дыра и «большой взрыв». Символическое изображение вишуддхи – белый круг – соответствует эфиру, первому из элементов, принадлежащих к физическому миру. Взрыв, который сознательно и непрерывно расширяется и творит, соответствует разным уровням анахаты, манипуры и свадхистханы вплоть до поверхности муладхары. Это четыре волны проявления «большого взрыва».

 

Перевернутое дерево

 

Вишуддхи не имеет реальной связи с любыми из переживаний, которыми мы привыкли считать жизнь. Скорее, вишуддхи представляет собой семя жизни, каузальное тело, из которого рождаются различные тела. Это семя, из которого возникают дерево, ствол, ветви, листья и плоды. Это в очень красивой и поэтичной форме описано в пятнадцатой главе Бхагавад Гиты. Там наша эволюция или развитие в жизни сравнивается с перевернутым деревом, корни которого обращены вверх, а ветви вниз. Корню соответствует акаша-таттва, первый возникающий элемент. Другие элементы развиваются из акаша-таттвы. Анахата соответствует дереву, а манипура – ветвям, жизненности, идущей во всех направлениях, поддерживая и питая все существо. Свадхистхана представлена миллионами листьев. Эти листья символизируют кармашья – все кармы, хранящиеся на более глубоких уровнях нашего сознания, и нам неизвестно, что означает каждый листочек. Муладхара – это запретный плод, который мы едим каждый день, каждое мгновение.

 

Прыжок в пустоту

 

Хотя вначале нам приходится работать со всеми чакрами, однако для совершенствования лайи необходимо работать с муладхарой и вишуддхи. В чисто ведантическом подходе эти две чакры считаются самыми важными. Вишуддхи соответствует рождению и созиданию, а муладхара – смерти и застою. В ведантическом подходе усилия направлены на то, чтобы достичь последней стадии, где наше сознание погружается в муладхару и всплывает в вишуддхи, обновленным, чистым, с большей гармонией, большей творческой способностью, большим равновесием и светом.

Муладхара – фантастический психический центр, поскольку это единственная чакра, обладающая неограниченным потенциалом. Она может так прочно опутать человека веревками кармы и самскары, что из них невозможно вырваться. В то же время, при Правильном обращении, эта чакра способна втянуть вас глубоко в себя, где вы подвергнетесь полному уничтожению, чтобы снова родиться из вишуддхи.

 

Визуализация и вибрационное поле

 

В практиках лайя дхараны чрезвычайно важную роль играет визуализация. Зрение играет важную роль в проявленном мире, а так же в непроявленном измерении. Шестьдесят процентов стимулов, которые мы получаем, имеют зрительную природу, так что когда мы блокируем поступление этих входных сигналов в мозг, способности зрения приходится развиваться внутренне. Это развитие внутреннего зрения в конечном итоге дает нам способность изменять паттерны сознания, фокусируя волю, внимание и рассеянные энергии ума.

Визуализация стимулирует или пробуждает вибрационное измерение нашей психической индивидуальности. В лайе необходимо, чтобы эта способность визуализации пробуждалась до максимума, поскольку именно посредством визуализации мы способны контролировать проявление энергии, управляя вибрационным полем нашей психической индивидуальности. Только посредством способности визуализации мы, в конечном итоге, можем контролировать измененные состояния сознания, управляя вибрационным полем тела. Вибрационное поле тела обладает способностью контролировать опыт энергии и опыт сознания. Эта вибрация известна под названием спандана. Вибрация, или спандана – это уровень за пределами таттв, где таттвы, представляющие взаимодействие энергии и сознания, пребывают в зародышевом состоянии.

 

Лайя – окончательная йога

 

В лайя-йоге существуют четыре уровня практик. Первый уровень – это очищение и укрощение сознания четырех основных инстинктов: майтхуны, или сексуального инстинкта, бхайя, или страха, ахары, или страстного стремления, и нидры, или сна. Второй уровень представляет собой переживание чакр – сознание чакр. Третий аспект – управление Гунами: тамасом, раджасом и саттвой, а также психическими проявлениями гун. Четвертый уровень – это понимание трансцендентальных измерений сознания, или лок. Достигшие совершенства в лайя-йоге могли управлять своей жизненной силой, а в некоторых случаях, даже омолаживать свое тело и свою душу, поскольку они обретали способность направлять и канализировать жизненную энергию. Лайя-йогу называют окончательной йогой, идущей дальше хатха-, раджа-, карма- и бхакти-йоги. В действительности, заключительные стадии всех различных форм йоги имеют своей целью вести искателя к опыту лайи.

Что такое самадхи? Самадхи представляет собой опыт единения. Именно опыт уничтожения внешней природы составляет цель раджа-йоги. Даже в самадхи есть разные стадии, соответствующие измененному состоянию сознания, человеческой позиции, человеческого поведения и взаимодействия, которые в конечном счете ведут к состоянию растворения индивидуальности в космической энергии. Даже в бхакти-йоге имеются девять стадий, и заключительная стадия именуется сайюджья, что означает полное отождествление и единение с объектом созерцания, слияние с объектом созерцания. Таким образом, в этом состоянии сайюджья тоже происходит уничтожение внешней природы. Итак, мы обнаруживаем, что на своих конечных стадиях каждая йога приводит искателя к опыту повторного возникновения с универсальным космическим сознанием.

Лайя-йога – это форма смерти, смерь известного. Поэтому до настоящего времени техники лайя-йоги сохранялись в тайне на протяжении столетий. До практики лайя-йоги необходимо довести до совершенства пратьяхару и дхарану. Цель этих практик состоит в том, чтобы сделать человека способным преобразовывать природу личности, тела, мозга, ума, эмоций, восприимчивости и творчества, чтобы он мог переживать трансцендентальное сознание. Здесь дается введение в практики лайя-йоги, призванное развивать способность плавно, естественно, и спонтанно входить в более глубокие практики лайи, в число которых входит серия Вьома Панчаки.

 

Свами Ниранджанананда Сарасвати

Дхарана Даршан

Методы концентрации внимания

Бихарская школа йоги

18 глава, с. 292-297



Средняя оценка: 3.50, проголосовало: 8
1 2 3 4 5   


Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи