FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Что такое Неоадвайта?

Главная    |   Что такое Неоадвайта?



Что такое неоадвайта?

Неоадвайта – одна из современных линий развития Адвайты, которая, в свою очередь, разделяется на несколько школ. Каждая из таких школ опирается на опыт того или иного просветленного современного Мастера.
 
Иногда под неоадвайтой понимают легкомысленное и поверхностное мировоззрение, которое формируется как модное течение среди продвинутой молодежи, у которой нет времени и особого желания на глубокое изучение положений Адвайты. Подобный менталитет правильнее было бы назвать не нео-адвайтой, а чем-либо иным например "духовным материализмом" в одних случаях, "нигилизмом" в других, "поверхностным подходом пчелы" и т .д.
 
Под термином "нео-адвайта" далее будем понимать некий существующий мегатренд, "мейнстрим" в коллективном менталитете современных западных "адвайтистов".  Неоадвайта, таким образом, здесь условный термин, определенная обучающая модель, на которой мы проясняем воззрение, осознавание и действие, не связанная с какими либо конкретными личностями, течениями и т.д.
 
Как термин "нео-адвайта" часто используется для описания различных уважаемых духовных течений, возникших в 20 веке, отдельных мастеров, и подходов. Иногда может возникнуть представление, будто приверженцы Адвайты настроены неодобрительно по отношению к нео-адвайте как феномену в целом. Это вовсе не так. Здесь мы лишь разбираем конкретные духовные ошибки конкретных духовных искателей, которые причисляют себя к нео-адвайте.
 
Неоадвайту так же можно считать определенной стадией духовного развития, познания Адвайты, через которую проходит почти каждый духовный искатель. Путь неоадвайты может быть хорошим началом в духовной практике.
 
Отличия Неоадвайты и Адвайты иногда настолько тонкие, что их сложно заметить.
 
Философская база нео-адвайты, как и Адвайты, основана на древних источниках и традициях различных авторитетных школ йоги, большинство из которых находится в Индии. Поэтому с первого взгляда может показаться, что философия неоадвайты неотличима от философии классической Адвайты. Однако детальный анализ показывает, что это не так.

Признаки неоадвайты таковы:

-практика вне парампары(линии передачи) и гуру на основе книг и изученных самостоятельно материалов по Адвайте;
-непризнание духовных авторитетов, предание большого значения своим оценкам и идеям даже на стадии начинающего;
-отсутствие любой интенсивной практики кроме изучения текстов и дебатов;
-переоценка воззрения ( по типу Я уже Будда, мне больше нет нужды знать и делать что-либо) и недооценка медитации и поведения;
-переоценка мудрости и недооценка методов;
-поверхностное толкование учения в духе "следует расслабиться и быть осознавая здесь и сейчас, радуясь жизни";
-отсутствие ступеней продвижения, ориентиров, рубежей на пути;
-отсутствие понимания важности принципов йоги, самодисциплины, отрешения, контроля мирских желаний и т.д. хотя бы в начале духовного пути;
-отбрасывание принципов Гуру-йоги, преданности, чистого видения и т.д., фундаментальных понятий ведической традиции;
-недооценка важности отбрасывания эгоизма, очищения клеш, воспитания в себе чистых йогических качеств и т.д.

Присутствует изощренное интеллектуальное воззрение основанное на текстах и книгах, но нет садханы и переживания самадхи? -Это неоадвайта.
 
Есть неглубокое понимание состояния "здесь и сейчас", но нет знаний о том как его превратить в истинное сахаджа-самадхи? - Это неоадвайта
 
Есть опыт некого медитативного переживания но нет ни желания ни умения привносить это в повседневную жизнь?  -Это неоадвайта.
 
Поверхностное состояние "здесь и сейчас" признается конечной точкой вместо его постоянного углубления, нет вайрагьи и под предлогом всеприятия по-прежнему ищутся сансарные радости этого мира вместо тотальной божественности? – Это неоадвайта.
 
Ум не служит тому великому, что вне его, а забавляется в своих ясностях и капризах, ум переживает внимательность к этому миру но не расширяется и не включает в себя сон со сновидениями, сон без сновидений? Это неоадвайта.

Неглубокое недвойственное воззрение бессильно в относительном мире и не дает шакти, не меняет поведение, не устраняет клеши и привязанности? Это неоадвайта.
 
В угоду эго капризы ума считаются лилой без понимания того, что лилу не может делать эго, ее может вести только Бхагаван? -Это неоадвайта.
 
Неоадвайта утверждает:
«…есть запредельное недвойственное воззрение, оно доступно прямо сейчас, не нужно медлить, входи в него, и в нем оставайся и утверждайся…»

Адвайта риши и сиддхов учит:
«…кроме запредельного воззрения есть еще осознавание и поведение. Несмотря на то, что воззрение доступно прямо сейчас, нужно использовать искусные методы чтобы очистить то, что должно быть очищено добиваясь полного осознавания…»

Неоадвайта советует:
«…отбрось свою голову, прими мир и себя как есть, расслабься и празднуй...»
 
Адвайта учит:
«…сначала отбрось ум - причину твоих иллюзий и бед, а затем иди дальше, правильно используй и голову и все что есть, как божественную игру. Не научившись пользоваться ими в состоянии неэгоистичной игры-лилы, так и останешься большим святым недвойственным ребенком…»
 
Неоадвайта говорит:-
«…наша цель: стать большим недвойственным ребенком…»
 
Адвайта учит:
«…наша цель стать самим Брахмой - Творцом, не останавливаясь на стадии "недвойственного ребенка", пройти через стадии святого, сиддха, махасиддха, божества, риши, великого божества, вплоть до уровня Творца Вселенной…»

Неоадвайта говорит:-
«…ты ничего не решаешь, т.к. тебя, как эго нет с самого начала, и будет все то, что предопределено. Ты можешь только наблюдать и принимать это как статист или свидетель…»
 
Адвайта учит:
«…ты решаешь все, и все зависит от тебя. Ведь если ты пребываешь в недвойственности, то именно ты - сам Абсолют. Тогда почему бы тебе не решать?»

Неоадвайта говорит:
«…оставь любые цели, все это подобно снам, живи без целей, оставь свою волю ибо она - часть эго, и причина страданий. Ты не просветлен именно потому, что схвачен своей эгоистичной волей…»
 
Адвайта учит:
«…да, безусловно, волю эго нужно полностью предать Абсолюту, но ее не нужно отбрасывать вообще, как таковую. Твоя воля на самом деле есть трансляция Вселенской силы -"иччха-шакти", проявляющейся через личность. Поэтому используй волю в качестве божественной игры и позволь телу и уму стать совершенными инструментами, проводниками божественной воли. У тебя всегда есть свобода воли. Именно через ее проявление ты растешь. Ведь твоя свобода воли это свобода (сватантрия) самого Абсолюта. Поэтому, отказывая в свободе воли себе, ты ограничиваешь Абсолют в своем восприятии…»

Неоадвайта говорит:
«…самое лучшее, что ты можешь сделать, это растворить свою иллюзорную личность в недвойственности, чтобы она тебя больше никогда не терзала…»

Адвайта утверждает:
«…очищенная и усмиренная, преданная Абсолюту личность - есть упадхи (сосуд) самого Абсолюта. Она может и должна проявляться в качестве игры как угодно. Это законная форма игры и проявления вселенской воли - "иччха-шакти"…»

Неоадвайта базируется на положении полной самоотдачи, полного растворения, по типу «когда это произошло, тебя больше нет и не о чем беспокоиться. Ты можешь вести себя подобно авадхуте, ты просто должен отдать свой ум, свое эго и свою голову. У тебя нет будущего, нет прошлого. Ты просто растворяешься и исчезаешь.»

Подход классической Адвайты несколько иной: Ты растворяешься, и твое эго исчезает, как отождествление, но ты не утрачиваешь иччха-шакти, не утрачиваешь шакти, не утрачиваешь санкальпу, функции, творческие силы проявления.

Другими словами, в подходе древних риши есть место личностному проявлению, место личной воли, место развитию энергии.
В подходе современной неоадвайты это как-то упускается. Предполагается, что человек дошел до какой-то стадии и там остановился. Но это как раз тот случай, который критиковали сиддхи. Это случай тенденций авьякты (непроявленного), т. е. вся современная неоадвайта – это, фактически, тенденция авьяктиков, и она очень привлекает.

Она не может не привлекать, потому что сама эта тенденция происходит от Абсолюта, от Брахмана. Но если человек с незрелым сознанием попытается ей следовать, он потерпит неудачу. Большинство людей, прочитав много современных мастеров неоадвайты, заявляют примерно следующее: «Я не принадлежу себе, и у меня нет моего «я», через меня действует Абсолют. Если он хочет быть связанным, то почему ему не быть связанным?» Здесь не придается большого значения поведению. Однако есть перерождение и смерть. И в следующей жизни, исходя из самскар, можно родиться в неблагоприятном месте, получить неблагоприятное тело, и страдания возобновятся.

На это неоадвайтисты иногда возражают: «Но если такова воля Абсолюта, и он хочет страдать или получить тело собаки, то почему бы нет – я принимаю это. Ведь это же воля Абсолюта. Что во мне действует, если меня нет? Если меня нет, то действует только Абсолют, а Абсолют может играть как угодно. Почему бы такую игру не принять?»

Эти рассуждения выглядят очень красиво, особенно, если они подкрепляются цитатами Нисаргадатты Махараджа и Рамеша Балсекара.
Но такие рассуждения, не подкрепленные живой реализацией, а также умением работать с энергией, и они не помогают в Бардо.
 
Если неоадвайтист  остановился на тенденции авьякты и не реализовал ничего, а значит, не накопил достаточно духовной силы, то при встрече существами другого мира ему нечего им противопоставить. В Бардо его высшие тонкие тела отключатся и он, ничего не вспомнив, будет направлен в соответствии с накопленными заслугами. 

Это совсем не та реализация, о которой говорили сиддхи. И остановиться, растворить свою санкальпу, свое намерение, свое развитие, просто потеряв действие в осознавании, во взгляде – это трагическая ошибка на духовном пути, о которой предупреждали сиддхи. Очень досадно: иметь такие высшие цели и потерпеть неудачу из-за того, что не было правильного руководства, и ты рассеял свою санкальпу, потеряв действие во взгляде, действие в осознавании.

Это подобно тому, как если бы все решили бежать на марафонском забеге к одной цели, но несколько человек свернули не на ту тропу, и вместо марафона и достижения цели забежали в пустыню, там заблудились и начали умирать от жажды. Тот, кто не понимает этих тонкостей, все проглатывает и принимает за чистую монету и успешно где-то зависает.

Классическая Адвайта придерживается традиций древней адвайты риши. Вся традиция сиддхов основана на традиции риши. Это Адвайта духовной силы, духовной мощи, та, которая уделяет внимание принципам развития относительного измерения, шакти.
 
Если мы прочитаем биографии святых, то мы увидим, что они обладали потрясающей реализацией, продолжая действовать в относительном мире. Они становились творцами миров. Они не говорили: «Коль Абсолют через меня действует и хочет быть в тамасе – пусть он будет в тамасе». Они обладали большими творческими силами. Они выполняли тапас и не потерялись на пути, имея правильное руководство. Не потеряли действия во взгляде, осознавании. У них была непрерывно здоровая действующая санкальпа и садхана, которую они наращивали, основываясь на взгляде.

Потерявшие действие во взгляде, с тенденцией авьякты никогда не познают относительный аспект. Рано или поздно, в этой или в следующей жизни им придется познавать и работать с относительным аспектом, с энергией.

Еще одно из отличий Адвайты риши в том, что она придает значение не только пратьякше (личному опыту или суждениям, как одному из способов познания), но также и агаме (священному писанию, тексту). Принцип нео-адвайты – это такая поверхностная пратьякша и самоосвобождение. Принцип адвайты риши – это не только пратьякша (прямое переживание), а прямое переживание, опирающееся на агаму – мудрость текстов, мудрость передач. Можно даже не сводить агаму к текстам, а – к передаче, поскольку такая передача считается нечеловеческая (апурушейя). Если мы соединяем пратьякшу - живой опыт непосредственного интуитивного созерцания, агаму - текст, мы никогда не сделаем ошибки.

У древних риши Брахман всегда имеет две стороны: он деятельный, имеющий язык, имеющий мандалу, имеющий иллюзорные тела, играющий, распространяющий свою божественную силу (прану) в виде текстов, мандал, чистых стран, божеств. Это Пурна Брахман. Идеал Адвайты риши – это Великое Божество, реализовавшее недвойственность и реализовавшее энергию в относительном измерении, такое, как Брахма, Вишну или Шива. Это такое Божество, которое абсолютную энергию сумело развить в относительном измерении до Непостижимого. Это Божество, силой намерения создавшее мандалу, целую вселенную, распространившее энергии своего тела, свои энергии через понимание. Это не заблудившийся, не потерявшийся в воззрении человек, который наполовину растворил свое «я», наполовину растерял свою волю, умение работать с энергией и идентификацию. В этом принципиальное отличие.

Тенденций авьякты следует опасаться практику – начинающему и опытному, и даже сверхопытному, потому что авьякта выражает великую непроявленность, великий нуль. Если вы вовремя не получите правильное воспитание, то подойдя к этому великому нулю, как к черной дыре, вы можете раствориться в нем, не устояв, а ведь это – одна из ловушек, называемая пустота. Пустота – это черная дыра, которая может вас затянуть, если вы не имеете правильного ведического духовного образования, где на несколько кальп, потеряв действие в осознавании, зависнуть с мыслью: «Как хорошо здесь! Здесь нет тревог, нет материальной формы, нет тела, лучше бы здесь остаться. Не нужно ни служение делать, ни храмы строить, ни посуду мыть, нет других, которые бы вам докучали, нет болезней – просто это здорово остановиться, зависнуть, пребывать. Такое вечное, нескончаемое блаженство Ничего».

Но когда пройдет некоторое время, и забудутся все ограничения, то возникнет вопрос: «А может, мне нужна динамика? А может нужно еще как-то проявиться, я могу глубже низойти в материю?» Как только этот вопрос возникнет, появится сияние трех фундаментальных энергий, трех гун, и сознанию станет очень любопытно, а что же это за энергии. Внезапно оно почувствует, что несется с огромной скоростью вниз, и оно не может этому противостоять. Тут возникает уже свет, блики, энергии, образы. После того спокойного, статичного состояния пустоты – это будет очень динамично. И такой человек захочет вернуться обратно – лучше в спокойствие, но уже не сможет этого сделать, но и распорядиться правильно этими энергиями тоже не сможет: они будут хаотичными. Он потеряет свою статику, свой приятный покой, и потом очнется в каком-нибудь неожиданном месте.

Ему придется заново проходить эти невыученные уроки. Но если бы он преодолел тенденцию авьякты, этого бы не было. Он мог бы отправить иллюзорное тело, если бы захотел, в любой из миров; он мог бы играть тремя гунами, вращая их на своем пальце. Из трех гун он создал бы вселенную силой просто своей санкальпы и Махабхавы – великого обладания духом Абсолюта.

Фактически можно было бы сказать что неоадвайта это поверхностная Адвайта, наивно-стихийная вера в Адвайту, ("Все-Брахман","Я - уже Будда", и т.д.), возникшая благодаря доступности священных текстов или под влиянием некоторых современных учителей.
 
К сожалению, распространившийся в наше время идеал неоадвайты в стиле нью-эйдж создал очень легковесное отношение к духовной жизни. Иногда полуправда хуже, чем ложь. Полуправда похожа на правду, поэтому ее часто путают с правдой, но именно поэтому она приносит вред. Например, человек впитывает некоторые поверхностные идеи Адвайты, начинает легковесно относиться к духовной жизни, к своим духовным идеалам, тогда он не достигает того результата, который должно ему дать Учение.

Подход сиддхов и святых однозначно в этом очень тщательный. Если в основе нашей практики лежит Адвайта риши и сиддхов, то успех обязательно будет сопровождать нашу садхану. Простое понимание, что все видимое нами - лишь Майя, и только Атман реален, не поможет нам обрести опыты Самадхи и Освобождения. Нужно не только иметь правильное воззрение на мироустройство, но и правильное воззрение на достижения Плода духовной практики. В нашем случае мы не только говорим об Атмане, но еще и стремимся его реализовать посредством личной практики и Гуру йоги.

По материалам лекций Свами Вишнудевананда Гири


Средняя оценка: 5.00, проголосовало: 10
1 2 3 4 5   


Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


Всего комментариев: 3
Boy   |   Boy2012-01-20   |   23:12:00
Неоадвайту вообще бессмысленно критиковать, так как она занимает вполне себе хорошую и важную нишу в жизни начинающих.

Это как молодежная протестная панк- или рок-субкультура или рэп. На каком то этапе она играет важную роль в жизни подростков. Но всю жизнь в кожаной куртке с шипами и гребнем на голове ходить не будешь. 

Чтобы расти дальше надо придти к классике или просто к более серьезной музыке. Неоадвайта,(если брать этот термин как состояние души начинающего адвайтиста, а не как течение или конкретных учителей) подобна модным потертым джинсам с дырочками. 

Пока ты молод,ты тусуешься с подростками по подворотням, носить такие вещи-"прикольно". Потом ты подрастаешь, время "приколов" заканчивается, начинается более ответственная и осознанная жизнь, и джинсы с дырочками уходят в шкаф, а ты одеваешь костюм классической адвайты или демократичный свитер ануттара тантры. 

Ну а если тебе за 35, а потертые джинсы с дырочками до сих пор на тебе? Тогда, может ты инфантилен, по прежнему еще большой подросток-переросток? Так что это похоже на то, как в песне поется  "Гуд бай,Америка,.... мне стали слишком малы твои потертые джинсы.."  

Ты растешь и неоадвайта становится для тебя маловатой , не в смысле воззрения, а в смысле метода, медитации и поведения в относительном, в том смысле, что кроме веселых сатсангов, умственного анализа и рассуждений о нереальности мира и эго, кроме адвайтического воззрении нужна садхана, нужен гуру, который мог бы прямо вести тебя, нужен тапас, нужна культура отношений гуру-ученик, садху-садху т.е. этика, еще нужно самадхи, а раз нужно самадхи нужны опыты и их объяснение, методы достижения, ступни реализации. 

А раз все это нужно, то нужно учение, система методов, прибежище, ритрит, тапас, гуру, нужна община, гуру-йога, самаи, кодекс поведения, сева, опора на священные писания и т. д. 

И тогда рождаются святые, появляются сиддхи. 

Поэтому любая неоадвайта ведет к возникновению классической культуры, с монашеством, разными статусами, ритритами,тапасом, садханой, формализованным кодексом поведения, линией передачи и т. д. 

Иначе она просто не развивается, не сохраняется, не приводит к пробуждени. Тогда линия преемственности любого самого просветленного учителя прерывается и вырождается через одно-два поколения, становится маргинальной ньюэйдж-субкультурой, коммерцией, тренингами личностного роста и т. д.
Boy   |   Boy2011-10-31   |   13:19:24
Обсуждая разные стороны учений: Адвайты,неоадвайты,псевдо-адвайты, мы обсуждаем их прежде всего как внутренние состояния сознания самого садху, не связывая их ни с чем во внешнем мире - ни с какими либо школами, ни с какими либо мастерами. 

Нео-авайта внутри нас - это поверхностный ум, воззрение, которое еще неглубоко пустило корни и не дало силы, не сублимировало клеши и кармы и потакает иллюзям эго. Псевдо-адвайта внутри нас -это ошибочный ум, воззрение внутри нас, которое создано умом, разные ошибочные состояния ума начинающего. Классическая Адвайта - это верное состояние ума йогина, правильно, подобно святым, применяющего воззрение Адвайты в повседневной жизни и садхане. 

В состоянии неоадвайты, псевдоадвайты, также как и классической Адвайты святых, могут находиться представители любых школ, независимо от учения, гуру и т.д., так как от иллюзий, обольщений не застрахован никто. Связывать же эти состояния ума с какой либо конкретной школой, человеком конечно не будет корректно, т.к. объективно оценивать может только индивидуально реализованный мастер, т.к. в каждой школе, человеке, садху слишком много нюансов.
Dzen   |   Dzen2011-10-26   |   11:41:01
Нео-адвайта на мой скромный взгляд делится на два типа: - та что ближе к стилю нью-эйдж и более классическая. 
Та, что в стиле нью эйдж дает просто общие размытые розовые представления о всеобщем единстве,едином недуальном сознании как пространстве света,любви и не более. Философию адвайты,мистику духовной жизни как таковую , она вообще игнорирует сосредотачиваясь больше на решении внутренних психологических проблем ума,эго. 
Получается что ее цель- как бы создать более красивое,гармоничное,целостное нестрадающее эго,то есть как попасть в миры богов сансары. :) Более классическая -обычно идет от какого либо святого мастера и впитывается его последователями в Европе это скажем так, та же самая классическая адвайта риши , но в стадии детства.

В воззрении нет отличия. Но остального пока у нее еще много чего не выросло и как бы нет,кроме самого недвойственного воззрения. Например культура ее еще не выросла и поэтому внешней сансаре нечего противопоставить кроме советов типа -это все иллюзия,или это все Брахман,или вопроса а кто это переживает? 

Еще важно ее отличие -так как она вырвана из общего культурного контекста ведической дхармы она игнорирует не только многие вещи присущие классической адвайте(тапасья,этика отношений,философиясв. тексты и т д.),об этом уже говорили,но и также мистическую ,магическую сторону жизни-опыты тонких миров,усмирения мар,переживание энергии ,работу с ветрами и каналами,опыты божеств,препятствий и искушений,самадхи,дхьяны и т. д. 

Она их не отрицает но как бы и не разъясняет что с этим делать, если придется переживать(а переживать их все равно каждому придется,обязательно придется :185: ).Она сводит все только к недвойственному воззрению,т.к. воззрение впитано из книг,из священных текстов,или слов мастера,а личного живого опыта нет т.к. садахана часто была неглубокая,мастер бывает что часто уже ушел и личного контакта нет.

Все опыты сводятся к либо к иллюзии,либо к наблюдению ума,т.е. все кроме воззрения считается ненужным,а это типичная практика сутры. Но разве новичку под силу усмирить всех внутренних мар,обойти все ловушки одним воззрением сказав что все это иллюзия,и на самом деле это Брахман? Игнорировать процессы энергии в теле чакры,кундалини,каналы не в том смысле что впас в шаманизм,а понятькак именно с позиций адвайты с этим работать,как воззрение внедрить в энергию тела. И вот тогда начинаешь понимать величие пратьякша-адвайты сиддхов и риши к коим относится и Лайя-йога.
поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта