FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Свастика - древний символ

Главная    |   Свастика - древний символ



Что такое свастика?




В 1996 г. было впервые напечатано исследование этнолога, искусствоведа и историка православных традиций Романа Владимировича Багдасарова, посвященное символизму свастики. Это первое в России полномасштабное исследование по данному вопросу. Ученый в своих дальнейших работах неоднократно возвращается к этой теме. Последняя его книга о свастике называется «Мистика огненного креста» (изд. 3-е, доп. и испр.). На сегодняшний день Р. В. Багдасаров считается лучшим российским специалистом в данной области.
В его книгах привлечен обширнейший археологический, этнографический, исторический и искусствоведческий материал, охватывающий период, начиная от палеолита (а именно тогда, по данным археологов, находят первые упоминания о свастике) до наших дней. Особое внимание уделено использованию свастики в культуре народов, проживающих на территории России.

По словам Багдасарова, «споры о происхождении и смысле свастики не утихают с середины прошлого столетия. На это, в первую очередь, повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени.

Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка – поистине, свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу».

Изучение свастики с точки зрения религии приводит к не меньшему многообразию. Исходя из монографии Т. Уилсона, представленной в 1894 г. Национальному Музею Соединенных Штатов, «свастика идентифицировалась как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера-Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа».

Багдасаров подробнейшим образом рассказывает о том, как и в каком виде свастика встречалась на каждом шагу в культуре славян: ее наносили на священные объекты (иконы, кресты и распятия, в узоры и росписи Храмов), на повседневные предметы быта и одежду, она типична для памятников архитектуры и искусства.

«Санскритское восклицание «свасти» переводится, в частности, как «благо», – пишет ученый. Наверное, именно поэтому есть трактовка знака свастики как символа счастья и благополучия. А так как принято считать, что свастика также символизирует жизненную силу, свет, космическую энергию, циклическое возрождение и считается знаком Создателя, то многие народы изображают свастику всегда и везде, где требуется призвать благословление божественных сил. Ее часто используют в повседневной жизни и быту как некий «оберег».

Большинство традиций и древних знаний сходятся в том, что язык символов не является изобретением человека. Божественные силы доносили эти откровения пророкам и отдельным избранным, которые передавали эти знания людям. Они обновлялись и видоизменялись в соответствии с происходящими событиями в духовной сфере жизнедеятельности человечества.

К сожалению, многие духовные знания и традиции были утеряны в нашей стране во время революции и в последующие годы советской власти. И вот на эту полную потерю знаний и древних традиций наложились трагические события Второй мировой войны, после чего свастика в сознании людей стала ассоциироваться с фашизмом. На самом деле, Гитлер в свое время присвоил эту свастику.

Роман Багдасаров пишет, что под «определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре 45° с концами направленными в правую сторону… Желательно также называть знак не «свастика», a «Hakenkreuz», как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между «Hakenkreuz» («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90°».

На передаче «Цена Победы», прозвучавшей на Радио «Эхо Москвы» 15 декабря 2008 г., Багдасаров прокомментировал этот вопрос так: «…И вот, когда перед Гитлером встал вопрос, какой же символ станет ведущим символом движения, то свастика показалась ему оптимальным выбором. Во-первых, это древний символ. Во-вторых, он очень понятный. С ним не связано было никаких в тот момент отрицательных коннотаций.

Он был общеизвестен, он был характерен для всех культур от Запада до Востока, от Севера до Юга. И никто, в общем-то, никакая политическая сила, такая значимая, его пока что не приватизировала. И поэтому Гитлер, естественно, не мог пройти мимо этого как талантливый политический лидер и взял этот символ...» В своих книгах ученый приводит обоснования того, что «фашизм и свастику следует окончательно разделить».

Потому что «последствия варварского отношения к свастике оказываются весьма плачевными для современной культуры российских народов. Известен факт, когда во время Второй мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвинёнными в гитлеровской агитации. До наших дней в большинстве музеев памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию.
Тем самым, по вине общественных и государственных институтов, поддерживающих «свастикофобию», пресекается многотысячелетняя культурная традиция». 
28-02-2009

Тамара БОГДАНОВА.






Средняя оценка: 3.00, проголосовало: 4
1 2 3 4 5   


Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи