FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Пять ошибок при изучении Учения

Главная    |   Библиотека йоги    |   Свами Вишнудевананда Гири    |   Стрела мотивации    |   Пять ошибок при изучении Учения



Пять ошибок при изучении Учения


Очень важно, придерживаясь Учения, не совершать, избегать различных ошибок, которые всегда существуют.  Каких ошибок мы должны избегать при получении Учения? 

1. Первая ошибка — пытаться получить Учение, не обладая качествами ученика: верой, самайей, доверием, преданностью, ответственностью и прочими, поскольку отсутствие этих качеств сводит на нет получение Учения. Это подобно тому, как садиться за руль автомобиля, не зная, где сцепление, где тормоз, где коробка передач, путая педали. Надо обладать подобными качествами. 

Даже если мы хотим получить Учение, но у нас не достаточно качеств ученика, Учение не сработает. Нам надо задуматься и попытаться выработать нужные качества. Если у нас нет должных качеств, это не беда, это не повод для депрессии и мыслей типа: «Ну, у меня нет качеств, значит вся жизнь прошла зря». Мы можем работать и вырабатывать эти качества, мы можем трудиться над собой, и рано или поздно эти качества у нас появятся. 

Учение может быть передано только ученику. Оно не может быть передано постороннему, прохожему, соседу, даже любимой жене, сыну, отцу. Оно не передается по каналам родственной связи, не передается по дружеским каналам. Другу тоже нельзя передать Учение, он может его услышать, но оно не сработает. Можно передать только ученику, в этом весь смысл.

Иногда Учитель-мирянин имеет семью, жену, детей, но они не могут получить Учение. Он передает Учение совершенно посторонним людям, хотя живет с родными десятки лет. Почему? Они не ученики, у них самайи нет. У них мирское видение, нет преданности, они не считают его Гуру, они считают его отцом. Он передает  линию Учения посторонним людям, которые приезжают из других стран, но у которых есть преданность и самайя. Такое происходит сплошь и рядом, потому что у одних нет качеств ученика, а у других есть. Учение передается, только по самайному каналу. Это единственный канал, через который возможна передача Учения. 

Нужно обладать качествами ученика. Другу передать Учение нельзя. Если ты мой друг, я твой друг, ну и отлично. Мы друг друга хлопнули по плечу: «Как живешь? Здорово, молодец, ну все, поговорили. А ты как? Ну, так же». Но это не процесс обучения. А если друг спрашивает: «Расскажи о темном ритрите, как там тройная санкальпа?» Если нет самайи, это просто невозможно сделать, потому что это уже другие отношения. Для этого нужно принять другой статус. 

Качества ученика — это вера, самайя, ответственность, соблюдение определенных принципов. Мастера разных линий могут передавать Учение друг другу, когда они обладают соответствующими качествами и самайей, но в момент такого обмена (передачи) они принимают статус ученика по отношению друг к другу.

2. Вторая ошибка — практиковать Учение, не понимая его смысл, не изучая его глубоко.
Например, есть фундамент: шравана, манана, нидидхьясана, созерцательное присутствие и самоосвобождение. Вокруг этого фундамента вращаются разные йоги: Нидра-йога, Йога иллюзорного тела, Кундалини-йога и другие. А если мы практикуем, не зная фундамента, мы делаем ошибку. 

Ошибка — пытаться практиковать Учение, не разобравшись в его смысле, не изучая его, делать упор только на методы, только на то, что дает какой-то драйв, бхаву и все, думая: «Теория — это неважно, понимание — тоже. Я буду практиковать ритриты или пранаямы, и это приведет меня к истинному Освобождению» — это заблуждение. Потому что, не обладая ясностью в интерпретации Учения, мы рано или поздно наткнемся на такой «хороший» духовный камень, на такую скалу, и нам придется снова возвращаться, чтобы разобраться с этим. 

Прежде чем практиковать, нужно с философской позиции прояснить весь смысл Учения: что такое естественное состояние, шравана, манана, нидидхьясана, каковы 16 стадий нарастания луны внутреннего осознавания, что значит медитация Махашанти, самоисследование, — это философские азы. Надо все прояснить, чтобы на уровне интеллекта все себе объяснить.
 
3. Третья ошибка — практиковать только самостоятельно, слишком полагаться на себя, не сверяясь с Учением.
Себе доверять, конечно, надо, но не переоценивать себя. Всегда надо получать подтверждения, сверяться с авторитетами, текстами.

Например, мы изучаем какие-нибудь тексты  и думаем: «Ну, я уже знаю Учение Лайя-йоги, я это уже слышал, и если я буду практиковать самостоятельно, я, несомненно, достигну Освобождения». Самостоятельная практика существует, но на определенном уровне. Пока мы этого уровня не достигли, самостоятельная практика может привести к различным заблуждениям: к иллюзиям, к «прелестям», к отклонениям, и вместо результата можно получить что-то другое. То есть очень важно практиковать, сверяясь с Учением, Гуру, устанавливая связь с другими учениками, получая подтверждения и прочее. 

Потому что если вы,  немного изучив Учение, думаете: «Я сяду в десятилетний ритрит и буду сам практиковать, самостоятельно», то рано или поздно возникнут  препятствия или какие-то видения, и вы не разберетесь, что с этим делать. Вместо Плодов Учения будет большое замешательство. Это проверенно уже не раз. Потому что Учение глубже нас.

Учение глубже нашего ума и того, что мы думаем. Оно настолько глубоко, что мы этого даже не подозреваем. То, что мы видим, и то, что мы думаем об Учении сейчас, это всего 5% , а то, что пока скрыто от нас — это 95% . Это как если бы под этим залом был огромный город размером с три Москвы. Но наше видение ограниченно, мы думаем: «Учение сейчас есть только в этом зале», а это огромное пространство внизу, подобное огромному городу, мы не видим. То же самое и с Учением. Если  мы не изучаем Учение глубже, практикуем, опираясь на свои представления, то мы будем в таком замкнутом пространстве.

В общине Будды Шакьямуни один из ее членов самостоятельно и интенсивно занимался медитацией, он слушал сутры о Нирване, проповеди Будды, но не общался  с Буддой, не сверял свое сознание. Он очень интенсивно медитировал и, достигнув четвертой дхьяны, решил, что это и есть Нирвана, что он достиг Освобождения и Просветления. Однажды один из учеников Будды вывел его из самадхи четвертой дхьяны, и он потерял это состояние. Он начал задумываться: «Как я мог потерять Нирвану? Значит, Нирвана не вечна, Нирвана разрушима». Это его сильно возбудило, и он очень огорчился, начав поносить и хулить Будду: «Будда лжец, Будда обманщик. Он учит что Нирвана — это неразрушимое состояние, а она разрушима. Я был в ней, а теперь ее потерял». Хотя на самом деле он не был в Нирване, а был в четвертой дхьяне, а это только половина пути, еще минимум четыре дхьяны надо преодолеть. 

Тогда Будда послал Шарипутру, своего лучшего ученика, чтобы тот его усмирил, утихомирил и прояснил его разум. Но этот монах, впавший в иллюзию, даже слушать ничего не хотел. Он начал проклинать Будду, проклинать Учение, поносить его, говоря, что Будда лжец и обманщик, что учение Будды не ведет в Нирвану. Что Нирвана разрушима, и не стоит к ней стремиться, что он был в Нирване и увидел, что это непостоянное состояние. Когда он так говорил, земля разверзлась, и он упал в ад. Вот такая история. У него была гордыня, он не хотел идти к Будде, чтобы прояснить это состояние. Он полагался на собственное понимание, на собственные переживания. Ему не пришло в голову, что его переживания ложные или неполные, что им нельзя доверять. Вывод таков — не следует слишком доверять себе. Доверять нужно, но одновременно и проверять это состояние, и практиковать правильно.

4. Четвертая ошибка — это примешивать свои фантазии на темы Учения. Под этим понимается подмена неконцептуальной сути Учения концептуальными измышлениями. Это бывает, когда человек получает избыток ясности, но у него страдает интуитивное понимание. Тогда он подменяет внутреннюю сущностную сторону Учения избытком ясности. Учение становится внешним, концептуальным. 

       Также ошибкой будет фантазировать на тему Учения. Творчество — оно всегда поощряется, но очень важно, чтобы оно соответствовало принципам, ключевым точкам, духу Учения. В противном случае мы можем выродиться в подобие Неоадвайты, и ключевые моменты тогда останутся в стороне. Важно глубоко в этом разобраться. 

Поощряется написание трактатов и выражение своей точки зрения, но эта точка зрения не должна быть поверхностной, основанной на наших представлениях. Она должна выражать дух Учения, реализации святых. Это тоже важно.

Ошибочно выбирать такой подход: «Буду делать в Учении только то, что нравится. Эти практики нравятся, а эта медитация — совсем не нравится». Иногда надо делать то, что не нравится. Оно когда-нибудь сработает и понравится. Иметь какие-то предубеждения в отношении методов — неправильно. Например, созерцание нравится, а пранаяма, Чандали-йога не нравятся, и совсем игнорировать их — неправильно. Если мы избегаем этих ошибок, мы все правильно практикуем. Тогда все получится как надо.

 5. Пятая ошибка — не верить в действенность, силу методов Учения или иметь предубеждения в отношении каких-то методов. Все методы Учения следует воспринимать со всей серьезностью и считать их важными.

Например, кто-то может думать: «Праджня-янтра — отличное Учение, а что касается других янтр, они мне не нужны», или: «Атма-вичара — превосходная санкальпа, а другие санкальпы — бесполезны». Если мы так думаем, значит мы не уважаем Учение в его целостности, а просто выделяем какую-то одну его часть. Другое дело, если у нас есть склонность к определенным аспектам Учения, это нормально, склонности всегда проявляются на пути духовной практики. 

Есть еще ошибочный подход, когда мы думаем: «Мне нужно изучать Учение так, чтобы постоянно получать какую-то интеллектуальную подпитку, новую информацию, а если это старая информация, то это уже не важно». Но Учение не следует воспринимать как информационную подпитку, это не то, что должно давать нам какое-то умственное удовлетворение или просто новую информацию. Это то, что проникает в нас на более глубоком уровне, это как лекарство. Если вы принимаете лекарство, то его надо принимать по расписанию, в определенное время, или как иглоукалывание.

Например, если вы приходите к врачу рефлексотерапевту, он вам ставит одни и те же иголки на одни и те же точки, но целительный эффект налицо. Таким же образом надо относиться  и к Учению. Часто в Учении повторяются одни и те же постулаты, чтобы оно глубоко в нас проникло, и мы разобрались в нем. Очень важно много раз проникать в суть, и с разных точек зрения рассматривать одни и те же аспекты Учения. Иначе у нас будет позиция, как у аборигена, который попал в город. Горожанин говорит: «Вот, посмотри телевизор, новости показывают». А он отвечает: «Да, два года назад я был в городе, я уже смотрел телевизор, то же самое там показывали».

Если вы практикуете, зарождая правильную мотивацию, основываясь на пяти памятованиях, избегая пяти ошибок при обучении и следуя десяти ачарам (принципам Учения), разобравшись в том, что это означает, то что бы вы ни делали, всегда будет давать результат и приносить успех.

Бывает так, что многие люди принимают Прибежище, изучают Учение, что-то берут от Учения, а затем у них появляются другие дела или увлечения, но к Учению они так и не подходят. Учение, скорее, напоминает обучение в ВУЗе. Вам надо серьезно и длительное время обучаться, а иногда надо изучать и практиковать то, но то, что правильно, и то, что необходимо. Например, спортсмен иногда тренируется, думая: «Нравится,  не нравится — надо тренироваться».

Когда я учился в школе, однажды я подошел к футболисту. На стадионе школы этот  футболист три часа работал с мячом, набивал его. Все удивлялись, как ему не надоело. Я подошел и спросил: «Вам не надоело»? Он сказал: «Надоело, а что делать? Семью кормить надо, играть надо». Это меня удивило, что мирской человек проявлял такую аскезу. В отношении Учения это надо делать еще серьезнее, еще сильнее.

Мотивация, основанная на «нравится — не нравится» — это поверхностная мотивация. Мы думаем: «Нравится медитировать — не нравится медитировать, что делать? Надо заниматься». Иногда уму нравится медитировать, иногда нет, но если его слушать, то так ничего не достигнешь. Иногда уму нравится созерцать, иногда нравится развлекаться и быть в отвлечениях, но надо сказать: «Нравится — не нравится, а надо практиковать и не отвлекаться». Иногда нравится читать мантру, иногда не очень, иногда нравится работать с пранами, иногда нет. Но тапас заключается в том, что мы бросаем вызов, идем вперед, и, несмотря на то, что нравится уму, я что нет, преодолеваем себя и идем дальше. Это правильный подход к Учению.


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи