FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Учение о дхвани - неартикулированном звуке

Главная    |   Путь йога    |   Йога звука    |   Учение о дхвани - неартикулированном звуке



Учение о дхвани

Сущность этого мира, всей проявленной вселенной есть движение, колебание, вибрация.

Движение может быть произведенным (сотворенным) или несотворенным.

Несотвореное движение - вибрация есть само причинное движение. Это напряжение Абсолюта, а произведенное  движение есть его следствие.

Например неартикулированный звук барабана в нашем мире возникает от удара руки по барабану, артикулированный звук возникает от контакта органов речи с воздухом.

Любое движение есть вибрация, колебание. 
Пульсация Абсолюта, вибрация - напряжение которое в нем возникает никем не сотворено, не имеет причины и не возникает в в результате соударения, воздействия одной вещи о другую. Поэтому ее называют "анахата"(безударное).

Эту пульсацию мы можем чувствовать как звук нада в сердце, в анахате.
Такой несотворенный, самодостаточный звук называется анахата-шабда.
Это причинное напряжение в Абсолюте.

Оно проявляется двояко: в виде неартикулированного звука именуемого ДХВАНИ, и называющегося еще "дхваньятмака-шабда", и в виде звука, состоящего из букв, именуемого "варна", или "варнатмака-шабда".

Когда звучат какие-либо вещи, то они не производят звук, а "обнаруживают" его, высвобождают.

Изначальный причинный звук манифестирует себя в двух формах: Дхвани и Варна.

Дхвани это например звук грома, смех, плач, звуки вины, ситары, барабана которые высвобождаются благодаря игре. 

В создании варна участвует гортань, язык. Варна - это та категория звуков, в создании которых проявляются буквы алфавита. 

Варнатмака шабда-это имеющие смысл артикулированные звуки речи,а дхвани-звуки не имеющие смысла.

Вообще звук дхвани может производиться также и органами речи. Например при реве животного.   Иногда дхвани может иметь смысл, хоть в нем и нет букв. Например крики птиц, свист, условные удары барабана, звук колокола, горна, полуденый выстрел пушки.

В обоих случаях звук производится моментально, (кшаника) посредством столкновения (абхигата) двух вещей: барабана и руки, языка и губы, гортань и воздуха и т. д.

Считается, что для Ишвары - Творца каждый звук дхвани пронизан смыслом (абсолютное чистое видение, все звуки-мантры).

Кроме реальных звуков есть еще обобщеный звук - абстракция, ментальная конструкция, котрый существует в уме только как идея.

Когда звуки произносятся верно. то они распознаются (пратьябхиджня) каждым, кто понимает их смысл благодаря сравнению с этим ментальным обобщенным звуком.

В индийской теории звука считается, что варны(буквы) - это вечные, неизменные (нитья) формы энергии. 

Варна-шабда (звук воплощенный в буквах) неразрушим и является первопринципом, матрицей бытия, также как атомные частицы в материи (пара-ману).

Звуки существуют пока существует вселенная.

Но сами по себе звуки не всегда пребывают в проявленой форме, в виде аккустических вибраций.

Для проявления им необходим носитель, тот кто их проявит или создаст условия (абхивьянджака).
Если нет того кто проявит, то они так и остаются непроявленными (авьякта).

Такой носитель, благодаря которому вечная буква-матрица проявится как звуковая вибрация, называется дхвани. Вселенная живет 100 лет Брахмы, а затем переходит в непроявленное состояние (лайя). Варны -матрицы-буквы существуют все это время, а затем переходят тоже в непроявленное состояние.

Например изначальный звук-шабда ОМ длится непрерывно, но слышать его можно на определенных стадиях садханы или в тихом месте или ночью когда помехи от других звуков минимальны.

Часто на груди у божеств изоборажается гирлянда с буквами. Это символ постоянного обладания сущностными первопринципами бытия. Есть поклонение Даттатрейе как обладателю этих форм, носителю гирлянды с буквами всей вселенной.

Таким образом, согласно индийской философии звука,у чению о звуке(наданта), звук, слышимый нами(дхвани), на самом деле всего лишь временный (анитья) и изменчивый (викари) носитель вечного первозвука( нитья-шабды)- варны(изначальной матрицы-буквы), который скрыт в пустотной сути бытия и проявляются при соотвествующих условиях.

Звуки-дхвани не столько создаются, сколько выявляются, узнаются (пратьябхиджня) при возникновении условий. Сами же звуки в своей изначальной форме(варна) вечны, неразрушимы и не происходят от соударения(анахата).
Слышимые звуки-дхвани  -это временные носители истинных первозвуков Вселенной - варн.

Шри Шанкарачарья обсуждает теорию варна и первичного импульса творения (спхота) в своем произведении "Шарирака-бхашья". Он описывает дхвани так: "Под дхвани понимается то, что слышится кем-то издалека как неразборчивое, а также вблизи того, кто произносит слова, окрашивая их собственной высокой или низкой интонацией. Именно на это дхвани опираются все различия (в звуках), а не на присущую природу букв, которые узнаются как те же самые при произнесении."

В Шарада-тилака тантре говорится "Из изначальной пара-кундалини появляется шакти, из шакти-дхвани." Согласно этой тантре дхвани - это не грубый звук - манифестация шабда, а тонкий принцип.
Через дхвани шабда проявляется в четырех аспектах - пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари.

В тексте Рагхавабхатта говорится :
"Она (кундалини), находясь в сердце, в горле и в области неба, проходит через протоки-каналы головы, носа и зубов,а затем выходя из основания языка и губ, становится слышимой как вайкхари, - кундалини, окутанная варна, является матерью всего разнообразия звука."
(шл.60)

Согласно исследованиям тантр Артура Авалона (сэра Джона Вуддрофа) Шакти, дхвани, нада и все остальное рассматриваются как различные аспекты сознания - чити-шакти, связанного с разными гунами.

Шакти - это саттвическое состояние чит, дхвани - раджасично-саттвическое состояние чит, т.е. саттвичное состояние с примесями раджаса, а звук нада - это состояние причиного шабда, в котором есть отпечатки тамаса (тамонувиддха).

Еще они называются как прамакашавастха, акшаравастха и авьяктавастха. Он пишет что в зависимости от контекста дхвани рассматривают иногда как форму причинного шабда, а иногда - как грубую манифестацию шабда.



поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи