FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Аналитическая медитация: осознавание иллюзорности "Я"

Главная    |   Путь йога    |   Сознание - Праджня-янтра    |   Медитация    |   Аналитическая медитация: осознавание иллюзорности "Я"



Аналитическая медитация: осознавание иллюзорности "Я"


Аналитическая медитация дает интеллектуальное понимание отсутствия самобытия "я", подготавливая нас к еще более глубоким прозрениям. Усердное выполнение аналитической медитации ведет к прозрению Джняна-йоги.

Первое созерцание Пустота "я"

Поиск "я"

Для того чтобы обнажить наше цепляние за "я", т.е. осознать его несамосущным, чем-то отличным от нашего более глубокого сознания, необходимо пронаблюдать ситуации, в которых у нас преувеличено чувство "я": замешательство, испуг, чувства пристыженности или возмущения.

Вспоминая подобные ситуации, мы стараемся проявить ясный образ нашего "я", который осознается нами чем-то целостным и реальным, существующим самим по себе.

Получив представление о своем "я" в таких экстремальных ситуациях, мы наблюдаем, как оно воспринимается нашим сознанием в обычных ситуациях, например, в данный момент. Хотя в данном случае и нет преувеличенного чувства "я", однако, все же оно проявляется как нечто существующее само по себе, независимо от тела и ума.

Сформировав образ "я", как нечто действительно существующее, сосредотачиваемся на нем.

Опровержение иллюзии "я"

I. Анализируем, чем является наше "я":

1. Если "я" есть тело, то нет смысла говорить "мое тело", так как обладатель и обладаемое тождественны.

    Если "я" тождественно телу, то нет перерождения, ибо "я" прекращает свое существование со смертью тела.

    Если "я" и тело тождественны, то раз мы способны верить, видеть сны, решать математические головоломки и так далее, следовательно, и наши плоть, кровь и кости могут делать то же самое.

    Поскольку это не так, то "я" не тождественно телу.

2. Если "я" - это ум, то нет смысла говорить "мой ум", ибо обладатель и обладаемое тождественны; однако обычно, когда мы сосредоточиваемся на своем уме, то говорим: "Мой ум". Это ясно показывает, что "я" не есть ум.

    Если "я" есть ум, а каждый человек имеет много разновидностей ума: шесть видов сознания, концептуальные виды ума и неконцептуальные виды ума, то следует, что у каждого человека имеется столько же и "я". Поскольку это нелепо, мы заключаем, что "я" не есть ум.

3. Так как тело не есть "я" и ум не есть "я", то и совокупность тела и ума не может быть "я". Если совокупность тела и ума - это собрание элементов, которые не есть "я", то как может собрание их само быть "я"? Например, в стаде коров нет ни одной овцы, поэтому стадо само по себе не овечье. Таким же образом, в соединении тела и ума ни тело, ни ум не есть "я", поэтому и их совокупность сама по себе не есть "я".

    Если вы находите такое утверждение трудным для понимания, длительно размышляйте над этим с умом, настроенным спокойно и положительно, обсуждайте это с более опытными практикующими, и этот пункт станет ясным для вас.

4. Если "я" не является ни телом, ни умом и ни совокупностью тела и ума, то единственная оставшаяся возможность заключается в том, что "я" - это нечто отдельное от тела и ума. Если это так, то мы должны быть способны воспринимать такое "я", которое существует помимо проявлений тела и ума; но если представим, что наши тело и ум исчезли, то не останется ничего, что можно было бы назвать "я". Поэтому следует, что "я" не существует отдельно от тела и ума.

II. Представляем, как растворяются наши тело, ум, мысли, наши чувства, желания и осознание. Все это превращается в ничто.

III. Мы обнаруживаем, что не осталось того, что можно было бы назвать как "я", а, значит, эта выявленная бессущностность "я" и есть Пустота, Высшая Истина.

Аналитическая медитация

Выполняем созерцание бессущностности нашего "я", пока ум не проникнется глубоко этой истиной.

Осознавание иллюзорности "я" может привести к переживанию потрясения или, наоборот, радости, словно иссяк источник всех невзгод. Это признаки правильной медитации. Впоследствии созерцание станет более устойчивым и уравновешенным.

Представляем, как ум растворяется в Пустоте, подобной пространству, осознавая полное отсутствие существования "я".

Остаемся в этом созерцании как можно дольше, при необходимости прибегая к бдительности, если ум отвлекается на другой объект или если мы утратили значение Пустоты и сосредотачиваемся просто на ничто. Следует вернуться к исследованию объекта созерцания - несуществование "я".

При выполнении могут возникнуть вопросы: "Если "я" реально не существует, то кто тогда медитирует, анализирует и прочее?"

Хоть мы и выяснили, что "я" реально не существует, однако, нельзя сказать, что "я" не существует совсем. Оно существует условно, как обозначение, которое ум приписывает совокупности тела и ума. Когда "я" воспринимается как обозначение, проблем не возникает, в отличие от того, когда мы пытаемся выяснить: "А кто это "я"?" На самом деле, "я" существует абсолютно, независимо от концептуального обозначения как сверхтонкий слой нашего сознания. Вот почему при анализе и поиске существования "я" мы не смогли отыскать его нигде.

Вывод один: нельзя отыскать никакого "я". Необнаруживаемость "я" есть Пустота "я" и его Высшая Природа. "Я" существует просто как обозначение и есть условная природа "я".

Второе созерцание: Пустота тела

Выполняется тем же способом, каким мы медитируем о пустоте "я".

Вначале мы должны найти объект отрицания. Когда мы думаем: "Мое тело", - нашему уму естественно представляется тело, существующее само по себе, как одно целое со своими частями или как нечто независимое от них. Такое тело есть объект отрицания, оно не существует.



поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи