FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Аналитическая медитация над махавакьей «нети-нети»

Главная    |   Путь йога    |   Сознание - Праджня-янтра    |   Медитация    |   Аналитическая медитация над махавакьей «нети-нети»



Аналитическая медитация над махавакьей «нети-нети»


В аналитической медитации "нети-нети" мы размышляем с помощью ума об Абсолюте. 

Несколько раз проговорив ее про себя, мы размышляем о том, что Брахман не относится ни к чему, что можно воспринять, помыслить умом, определить, описать, прочувствовать. 


Мы должны определить трансцендентную природу Брахмана, оторвать от сансарной реальности. 

Допустим, мы размышляем о Брахмане и думаем: Каков же Брахман? Я не могу его видеть, слышать». 

Мы слышим какой-то шум или звук, тогда мы должны сказать себе: «Нети-нети, Брахман – это не звук, это то, что за пределами звука. Это не то, что может быть услышано, это источник самого звука (слышание), но это не сам звук». 

Затем мы видим что-либо: образ, человека, дерево, мы также размышляем: «Это не Брахман, нети-нети. Брахман не имеет формы. Он не дерево, не камень, не человек, не животное, не облако, не земля, не вода, не огонь, не воздух, не пространство, «не то, не то». Он за пределами всякой формы». 

Таким образом размышляя, мы приходим к пониманию трансцендентной сущности Брахмана. Например, у нас появляются мысли: «Брахман такой величественный, огромный, бесконечный», мы также должны сказать: «Не то, не то, Брахман не описуем в мыслях, никакая мысль не может описать Брахмана». 

Какая бы мысль нам ни пришла в голову, мы все равно должны сказать «не то, не то», «нети-нети». Например, Брахман – бесконечный, можно сказать: «Не то, даже это определение не подходит для Брахмана, его нельзя определить». 

Можно сказать: «Брахман – величественный», но это тоже мысль, может быть, эта мысль выражает бхаву, но полностью не передает его. Или можно сказать: «Брахман – это Источник всего и абсолютная бескачественная Реальность». Это логическое утверждение, нужно сказать: «Нети-нети, это логика, а Брахман вне логики, его нельзя описать логично с помощью концепций». 
Таким образом, мы понимаем трансцендентную природу Брахмана, которая вообще за пределами любого концептуального логического мышления. 

Мы можем только согласиться условно, что мысли, логика условные, они условно указывают на Брахмана, как палец на луну, но самим Брахманом никак не могут являться. Это как направление, указатели, которые не следует принимать за реальность. 

Тогда мы приходим к пониманию Брахмана как неконцептуального, внемысленного, внесловесного. Как ты его ни описывай, это все не то. Даже если вам великий пандит скажет: «Вот такая сутра», вы можете сказать двумя словами: «Не то, не то, все не то». Эта махавакья обесценивает любые логические построения и концептуальные описания Брахмана. 

Вы можете рассматривать любую категорию и таким образом, анализируя ее, переходить к пониманию Брахмана. Например, категорию пространства, категорию времени. Допустим, есть прошлое, есть будущее, настоящее, анализируя, вы рассматриваете и говорите: «Брахман вне прошлого, вне будущего, вне настоящего, любые временные интервалы: секунды, минуты, часы, недели, месяцы, годы, циклы, кальпы, юги – это все не Брахман». Поскольку Брахман трансцендентен, это не то. 

Время – это есть фактор развертывания феноменального мира, феноменального проявленного мира сансары. А Брахман вне времени, значит, он не подвержен развертыванию во времени, это совсем не то. То, что подлежит становлению, временному изменению, не является Брахманом. Брахман вне всего этого, Он трансцендентен по отношению к времени (калатита). 
Или вы анализируете пространство. Например, есть соразмерности различные, солнечные системы, наша Вселенная, наша Галактика. Также анализируя различные пространства, вы медитируете на то, что Брахман не является всем этим, поскольку он за пределами пространства. Пространство является формой восприятия в состоянии неведения, то есть это не Брахман. 

Когда у нас есть неведение, мы видим пространство, но как только наше неведение исчезнет, мы не увидим никакого пространства в реальности. 

Допустить можно, что мы можем видеть пространство как игру неведения, но как сущностную основу мы не будем видеть пространство. Это как если вы понимаете, что в веревке никакой змеи нет, то вы не будете видеть змею. Как только мы покидаем омраченное состояние и переходим в состояние недвойственности, мы не видим никакого пространства. Мы видим пространство только как форму неведения, а, в сущности, пространство не существует, а существует один только Брахман. Поэтому про пространство мы говорим «нети-нети», «не то, не то». 

Таким же образом мы можем практиковать с пятью органами чувств, со всеми элементами. 

Например, рассматриваем элемент земли, элемент воды и прочее. Анализируя их, мы исследуем тот факт, что Брахман свободен от всего этого. 

Таким образом, мы рассматриваем пять оболочек (кош): физическое, праническое, астральное, ментальное, каузальное тело и тоже говорим «не то, не то». 

То есть Брахман – это не физическое тело, Брахман – это не энергетическое тело, не пранамайя, Брахман – это не астральное тело. 

Может, кто-то любит полетать в тонком теле, но это не Брахман. Какие бы опыты в нем ни были, переживания захватывающие, кто-то думает: «О, это великий опыт, я завис над своим телом, потрясающе, вся жизнь перевернулась, я не тело, какая великая магия». Но адвайтист скажет: «Это не Брахман, это не интересует», не то что ему не надо практиковать; в Кундалини-йоге, в Йога-нидре это надо практиковать, но в воззрение это не надо протаскивать и не надо этим впечатляться, не то все. 

Ментальное тело еще более высокое, кто-то переживает светящуюся оболочку, очень возвышенное переживание. Но какое бы возвышенное переживание ни было, даже видение ангелов (дэват), вы говорите «нети-нети», это не Брахман, ум не впечатляется в воззрении – воззрении вы безупречно отстаиваете сущность «не то, не то». 
Каузальное тело: кто-то переживает расширение, полное переживание света, и в медитации, если вы не знаете этого принципа, вы можете подумать: «Вот это Брахман, бесконечный, такой светоносный, полный света». Но вы должны вспомнить и сказать: «Не то, не то», «нети-нети». Брахман трансцендентен даже в пространстве, даже в каузальном теле». 
Только когда вы превосходите все пять кош и добираетесь до Атмана, где нет говорящего, где вы уже ничего ни подумать, ни сказать не можете, ни отделиться, где противоположности сливаются, это – то состояние, где нет отрицания, нет утверждения. 

Махавакью «нети-нети» можно применять по отношению к любым вещам, при этом важно понять, что не следует впадать в нигилизм. Те, кто такую махавакью односторонне практикует долгое время, у них есть такая тенденция. У них немного болезненный взгляд на все, они думают: «Это не то и это не то, это не Брахман». Махавакью практиковать надо, но не надо впадать в нигилизм, в какие-то душевные отрицания. 

Это не душевное отрицание, это логическое отрицание, чтобы проникнуть в трансцендентную Реальность. Поскольку если у вас в душе много отрицания, то и Вселенная к вам тоже будет отрицательно относиться. Практикуя «нети, нети», это не значит, что нужно занимать отрицательную позицию, скорее, это самоосвобождающая позиция.


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи