FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Приложение. ПРАНА, ТЕДЖАС И ОДЖАС

Главная    |   Библиотека йоги    |   Свами Вишнудевананда Гири    |   Оджас, Теджас и Прана    |   Приложение. ПРАНА, ТЕДЖАС И ОДЖАС



Приложение. ПРАНА, ТЕДЖАС И ОДЖАС


У ваты, питты и капхи есть тонкие двойники на уровне жизненной энергии. Это прана, теджас и оджас — три жизненные эссенции. Прана, теджас и оджас — матричные формы ваты, питты и капхи. 


Они контролируют обычные психические и физиологические функции и позволяют нам сохранять здоровье и избегать болезней. А если их правильно ориентировать, они в дополнение к этому начинают разворачивать свой более высокий эволюционный потенциал. Это положительные эссенции трех биологических начал, и именно они поддерживают здоровье. 

Если увеличение дош приводит к болезни, то увеличение жизненных эссенций ведет к укреплению здоровья (если только одна из них не увеличивается без соответствующего развития двух других). Эти три силы — ключи к жизненности, ясности и выносливости, и они совершенно необходимы для того, чтобы мы действительно были здоровы, бесстрашны и уверены в себе.
ПРАНА: первичная жизненная сила — тонкая энергия воздуха, первоначальная сила, которая стоит за всеми психическими и физиологическими функциями. Она отвечает за координацию дыхания, чувственное восприятие и ум. На внутреннем уровне она управляет развитием высших состояний сознания.
ТЕДЖАС: внутреннее излучение — тонкая энергия огня, благодаря которой мы перевариваем впечатления и мысли. На внутреннем уровне она управляет развитием высших способностей восприятия.
ОДЖАС: первичная сила — тонкая энергия воды, резерв нашей жизненной энергии, эссенция переваренной пищи и переваренных впечатлений и мыслей. На внутреннем уровне она дает покой, а также поддерживает и питает все высшие состояния сознания.
Прана на уровне ума обеспечивает его подвижность и позволяет ему реагировать на жизненные проблемы. Теджас на уровне ума позволяет воспринимать информацию и делать правильные суждения. Оджас на уровне ума дает терпеливость и выносливость, что обеспечивает психическую стабильность. 

Прана на глубинном уровне нашего сознания поставляет нам энергию на протяжении всей реинкарнации, наделяя жизнью все аспекты нашей природы. Теджас на уровне сознания удерживает понимание вещей, накопленное при помощи нашей воли и духовных изысканий. Оджас на уровне сознания — материальная сила, из которой душа формирует все свои разнообразные тела.
Каждый из этих трех факторов имеет также свои эмоциональные проявления. Прана поддерживает эмоциональную гармонию, равновесие и творчество. Теджас дает мужество, бесстрашие и силу, которые позволяют нам осуществлять экстраординарные действия. Оджас обеспечивает мир, покой и удовлетворенность. Без этих эмоциональных поддерживающих сил наш ум не в состоянии совершить ничего сколь­либо значительного.
Прана, теджас и оджас формируются двумя путями. На плотном уровне они образуются из эссенции питательных веществ, которые поступают в тело в виде пищи, тепла и воздуха. На тонком уровне они подпитываются впечатлениями, которые мы получаем через органы чувств. 

Ключом к функционированию праны, теджаса и оджаса является репродуктивная жидкость, служащая их вместилищем в физическом теле. Эта жидкость — конечный продукт преобразования пищи, которую мы употребляем, и в ней содержатся самые мощные энергии нашего организма.
Прана — это способность к созиданию жизни, присущая репродуктивной жидкости. Это она создает потомство через половой акт, но ее можно и направить внутрь для омоложения тела и ума. Теджас — свойство репродуктивной жидкости придавать мужество и смелость. 

Внутренне он дает нам энергию и решимость, необходимые для того, чтобы предпринять любое важное действие. Оджас — способность репродуктивной жидкости поддерживать выживаемость, что не только обеспечивает нам выносливость в половом отношении, но и позволяет справляться со всеми формами продолжительного напряжения как физического, так и психического. 

Если запас репродуктивной жидкости истощается, мы неизбежно испытываем дефицит праны, теджаса и оджаса, что может негативно отражаться как на физическом, так и на психическом здоровье. Очень важно, чтобы репродуктивная жидкость сохранялась в количестве, достаточном для поддержания этих трех жизненных эссенций. Аюрведа указывает нам методы развития трех указанных сил, позволяющие восполнить их недостаток.
На тонком уровне оджас подпитывается благодаря чувственным впечатлениям, получаемым через запах и вкус. Теджас — эссенция тепла, которое мы получаем не только из пищи, но и через кожу, которая поглощает солнечный свет. Кроме того, теджас подкрепляется через зрительные впечатления. 

Прана — жизненная энергия, которая поступает в организм из пищи и из жидкостей, а также через дыхание. В нашем теле прана переносится кровью и плазмой. Эти телесные жидкости, в свою очередь, насыщаются энергией из праны. Кроме того, мы получаем прану через слух и осязание.
Психический дисбаланс тесно связан с расстройствами праны, теджаса и оджаса. Прана отвечает за энтузиазм и экспрессивность души, и без этих качеств мы страдаем от депрессии и умственного застоя. Теджас управляет перевариванием и впитыванием на уровне ума, и без такого переваривания нам не хватает ясности и целеустремленности. 

Оджас обеспечивает психическую стабильность и выносливость, без чего мы испытываем обеспокоенность и страдаем от умственного переутомления. При плохом состоянии жизненных эссенций ум не может функционировать нормально. Невозможно исцелить ум, не улучшив и не приведя в гармонию эти энергии.
Как поведал Атрейа и другие великие мудрецы:
Балансирование вышедшей из состояния равновесия Вата-доша производят посредством промасливания, потения, среднего очищения организма (слабительное и клизма), приема пищи, обладающей сладким, кислым или соленым вкусом, теплых масляных ванн, общего массажа, растирания тела тканью, ванн (со всевозможными отварами, солями и т.д.), масляных клизм, трав с горячей Вирйа, прививания привычки к регулярной постановке клизм, приятной деятельности, специальных масел, приготовленных с травами, обладающими стимулирующим огонь пищеварения и увеличивающим аппетит действием. Однако, наиболее сильным средством является масляная клизма.
Снижение увеличившийся Питты производят путем питья топленого масла, приема слабительных трав, обладающих сладким вкусом и холодных по Вирйа, употребления в пищу субстанций, обладающих сладким, горьким или вяжущим вкусом, умащения ароматическими маслами, которые приятны, прохладны и взбадривают человека, Однако, наиболее сильным средством из всего перечисленного является молоко, топленое масло и слабительное.
При увеличении Капхи – сильная рвота и слабительное, в соответствии с предписанием, прием сухой пищи, небольших ее количеств, проникающей и горячей, обладающей острым, горьким и вяжущим вкусом, бессонные ночи, всевозможная физическая нагрузка, хлопоты, сухой массаж. К наиболее сильным средствам относятся рвота, супы из бобовых, травы для похудения, ингаляции лечебными дымами, использование меда, пост, полоскание рта и жизненные сложности.
Всевозможные методы лечения прописываются индивидуально для каждой из доша, причем они могут комбинироваться и сочетаться между собой, в зависимости от сочетания двух или трех доша.
Чарака Самхита
«Но окончательное излечение – то, которое устраняет обманчивость, ведь обманчивость – высшая причина несчастий.
 Как шелковичный червь нить из себя производит, приносящую ему мучение, так невежественный жаждущий (мирских) целей из себя постоянно хворь производит.
Знающий, познавший пусть их, как огня ненужного, отвращается; от не-начинания, не-соприкасания это страдание прекращается.
Ухудшение мысли, терпения и памяти из-за действия времени и неверного целеполагания, следует знать, (является) причиной несчастий.
 Если цепляются за ложное, (видя) в невечном вечное, а во вредном полезное — это следует знать как ухудшение разума.
 Ибо разум видит то, что есть.
 Ум, погруженный в вещи из-за ухудшения терпения, не удерживается от вредного. Лишь терпение может удержать ум от вредных предметов.
 Если память ухудшилась из-за подверженности человека ражу и помрачению, это известно как ухудшение памяти. Ведь память содержит все, что помнится.
У кого ухудшается мысль, терпение и память из-за дурного действия, подвергается ущербности мышления. Это усугубляет все нарушения (доши).
Усиленное возбуждение животных потребностей и возникающих подавление, наслаждение силами, чрезмерное наслаждение с женщинами, неверное начинание действий, (когда) прошло время действия, отсутствие скромности и хорошего поведения, недостаток почитания знающих, самовольное наслаждение вредными предметами и наслаждение совсем безрассудными доказательствами.
Не вовремя и не к месту движение, дружба (с теми, чьи) действия плохи, следование за устремлением чувств и уклонение от указанного хорошего поведения.
Пренебрежение, злоба, тщеславие, страх, гнев, алчность, помрачение, опьянение и смятение или дурное и вредное телу действие, рожденное от любого из подобных действий, происходящих от раджаса и помрачения, различающие считают ущербностью мышления, причиной недугов.
 Мысленные ложные понятия и неверное поведение представляют ущербность мышления. Это находится в поле действия ума.
Болезни от времени, вызывающие, в конце концов, старость и смерть, рассматриваются как природные, природа (же) неизлечима.
 Действие, (произведенное) в прошлом теле, называемое судьбой, также признается основанием проявления со временем болезней.
 Нет, поистине, важного дела, которое бы не порождало своего плода.
Болезни, порожденные действием кармы, не поддаются успокоению (и) проходят (лишь) после (ее) истощения.
Шарирастхана. 1.94-117.


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи