FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Поклонение Гуру в Индуизме

Главная    |   Гуру-йога    |   Поклонение Гуру в Индуизме



Как поклоняются Гуру в Индуизме


Индуизм не будет индуизмом, если в нем не будет веры в Божественное начало, пронизывающее все, если в нем не будет гуру и учеников, почитания садху и джняни (святых людей и мудрецов), поклонения божественному принципу во всем.

Гуру - это не кумир, а те, кто его почитают - не экзальтированные недоросли-фанаты.

В отношениях учитель-ученик, ("гуру-шишья") каждый играет свою роль, четко отведенную ему ведической традицией, духовной этикой. Здесь каждый хорошо понимает, что это означает и ради чего это делается.

Ученик в ведической традиции оказывает уважение гуру из необходимости ради своего же просветления и освобождения, а не из каких либо иных ложных мотивов.

Быть или не быть чьим либо учеником, кланяться кому либо или не кланяться - в индуизме это сугубо личное дело каждого.

Это внутренний вопрос веры и наличия духовной связи.

Раболепие, экзальтация, бездумный фанатизм и т.д. не особо приветствуются мастерами, ибо смысл гуру-йоги иной. Это передача духовной мудрости(джняны) и силы, благословений линии святых (гуру-крипа).

Ради чего?

Ради преображения из ограниченного человека в божественное существо (джняни, сиддха), развития подлинной мудрости и самодостаточности ученика, освобождения его от оков неведения (мокши).
Это также часть ритуальной этики и культуры, конкретный эзотерический метод работы с двойственным умом(гуру-йога) и авторитетный способ развития преданности Богу(бхакти-йога).

Кланяясь мастеру, ученик по традиции или делает жест "намастэ", складывая руки у груди, слегка склоняет голову или касается стоп(пада-намаскар). А в особо торжественных случаях он простирается полностью (дандават).

Что это означает в ведической культуре?

Это значит, что он через мастера почитает Единый божественный принцип, разлитый во всем(брахма-таттву), чтит всех божеств своей традиции и свое избранное божество, видя в чистом видении мастера как его манифестацию. Он чтит всю древнюю линию святых, в ком он принял Прибежище (шаранам).

При этом на относительном уровне отношения гуру-ученик чаще всего бывают дружеские, любящие, подобные отцу и сыну или старшему и младшему родственнику.

В самом гуру ученик старается рассмотреть божественный принцип, но и в своем ученике гуру также видит божественный принцип и также мысленно поклоняется ему, приветствуя его как божество.

Ибо, согласно традиции индуизма, божественность(атман,) присутствует во всем изначально, по умолчанию и не признавать этого означает войти в коренное противоречие с религиозными постулатами индуизма.
При этом личность гуру не так важна, как именно этот принцип. Это можно назвать культом вне личности.


Итак, кто такой есть гуру в индуизме?


"Гуру - это не цель, это связь, мост между учеником и божественным..."
махайоги Пайлот бабаджи

1.Под "гуру "не следует буквально понимать конкретного человека, хотя конкретный человек тоже может быть гуру.

Но "гуру"- это очень емкое понятие для верующего, больше, чем человек. Это не столько человек, сколько принцип. Например, в Учении Лайя-йога, говоря "гуру ", мы имеем в виду:

а) Изначального учителя, гуру всех гуру -  Бхагавана Даттатрею, наше избранное божество(ишта-дэвата).

б) "Гуру", как единство всех святых и учителей, гуру как всеобщий божественный просветляющий принцип(садгуру), который проявляются на нашем пути и благословляет нас. Например, святой Дататтрейя описывает своих 24 учителей - гуру, среди которых были стихии природы - земля, вода, огонь, воздух, небо, ветер, луна, Солнце, голубь, удав, море, мотылек, пчела, слон, похититель меда, олень, рыба, насекомое, женщина-проститутка, мальчик, незамужняя девушка, изготовитель стрел, змея, паук и т д.

Исходя из этого принципа своим гуру следует считать всех, кто когда либо помогал нам в обучении, учил нас мудрости. К первым гуру относят даже родителей, школьных учителей, учивших нас писать.

в) Линию преемственности святых мудрецов, с которыми мы связаны в этой жизни узами любви и преданности(Древо Прибежища).

Например, для нас таким мудрецами являются Брахма, Вишну, Шива, божества-кумары, семь риши, авадхута Даттатрея, Шри Шанкарачарья, авадхута гуру Брахмананда и т. д.

А наш конкретный гуру, воплощенный в теле (коренной гуру, дикша-гуру) является последним, "замыкающим" звеном в этом древе.

г) "Коренного гуру", т.е. конкретного духовного учителя, живущего рядом, который обучает и благословляет нас, который является наследником древней линии передачи. В Традиции Лвйя-йоги это Гуру Свами Вишнудевананда Гири.

Как видим, понятие гуру используется в четырех аспектах, причем эти аспекты не рассматриваются по отдельности как разные значения одного слова.

Они всегда рассматриваются вместе, хотя конечно, в относительном смысле мы четко понимаем, что иногда мы имеем ввиду нашего мастера как человека, иногда - Бхагавана Даттатрею как изначального учителя учителей, иногда - парамгуру Брахмананду, а иногда - садгуру что есть внутри каждого из нас.


"Что значит поклонение гуру, существует ли поклонение ему как Богу"


Поклонение гуру - авторитетная традиционная практика индуизма, освященная тысячелетиями и упоминаемая практически в каждом священном писании.

Ее названия - бхакти-йога, гуру-йога.
Это не имеет ничего общего с идолопоклонничеством или раболепием, возведением на пьедестал чьей либо личности.

Понять это возможно, если мы знакомы с философией Адвайта-веданты, согласно которой каждый человек есть Божественное, Абсолют. 

Что здесь важно: поклоняются не личности, а божественному принципу, проявленному через тело и личность.
Сам процесс поклонения (особенно в традиции Лайя-йоги) связан с поддержанием осознанности, созерцательного присутствия вне двойственности, когда тот, кто поклоняется и тот, кому поклоняются рассматриваются как Одно, целое, Брахман.

В каком то смысле, делая в духе адвайты поклон своему мастеру(намастэ) или касаясь его стоп(пада-намаскар) ученик кланяется сам себе как всевышнему Источнику.

Для чего это делают духовные искатели-садху?

Для своей же пользы, т.е. поклонение не нужно учителю, в нем нуждается сам ученик, духовный искатель для собственного духовного пробуждения и обретения благополучия, благословения на духовном пути.

Почитание, оказание знаков внимания в индуизме - это и часть культуры, и, что более важно, не самоцель. Это конкретная религиозная мистическая практика для того, кто вступил на йогический Путь Освобождения.

Эта практика имеет свои цели, методы и плоды.

Например, великий святой Индии Шри Ади Шанкарачарья, живщий тысячу лет назад, так пишет:


«Лотосовые стопы Учителя с любовью почитая, желай: пусть поскорей придет освобождение от оков сего преходящего мира», – так, дисциплинируя чувства и ум, постигнешь Всевышнего, обитающего в сердце у тебя.»


текст «Устремись к Говинде» («Удар по заблуждению»)

В практике поклонения нет ничего необычного, экзотического с точки зрения индуизма. В каком-то смысле, для индуистов это даже немного обыденная, рутинная ритуальная практика оказания знаков уважения духовному лицу.
Такая практика не имеет ничего общего с "культом личности", раболепием, психологической зависимостью, самоуничижением и т. д.

Поклоняются ведь не личности, а божественном принципу внутри человека, который, согласно верованиям индуизма, есть внутри каждого существа.


Гуру олицетворяет мангалу – благотворность. Гуру – наша Атма-таттва, высшее Я внутри нас.
Когда мы вступаем в контакт с Садгуру, он призван устранять загрязнения нашего ума, которые мы накапливали от рождения к рождению.

Гуру подобен прачке. Вы отдаёте вашу грязную одежду в прачечную и получаете её назад очищенной. Точно так же, когда вы вверяете себя Гуру или предаётесь Ему, Он вызывает процесс очищения вашего ума. По своей сути даршан Гуру и служение (сева) Гуру – верные пути к вашему благоденствию.

Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи
"Садгуру-сукти-санграха"



Поклонение вообще для индуизма - норма жизни. Ведь в любой традиционной ортодоксальной индийской семье поклоняются родителям, касаются стоп, жена поклоняется мужу как богу, муж поклоняется семейному гуру, гуру поклоняется божеству и т.д.

В этом смысле весь индуизм - это особая атмосфера поклонения божественному везде и во всем.
В конце концов такое поклонение приводит к тому, что духовный искатель открывает вечный неизменный принцип внутри себя(садгуру) и сам становится гуру для себя и для других, тех, с кем он связан кармическими и духовными узами и кто нуждается в его духовной помощи.

подробнее - книга свами Вишнудевананда гири "Феномен гуру-йоги"


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи