FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Исследование психологических особенностей личности постоянных членов центра ведической культуры Дивья Лока

Главная    |   Исследование психологических особенностей личности постоянных членов центра ведической культуры Дивья Лока



Исследование психологических особенностей личности постоянных членов центра ведической культуры Дивья Лока

П.С. Глухов, А.В. Молофеева, Е.В.Тарасова 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемые Вашему вниманию результаты исследования нельзя назвать корректными со строго научной точки зрения. В эксперименте отсутствует контрольная и экспериментальная группы, отсутствуют интервалы между его началом и окончанием. Тем не менее, мы посчитали возможным их опубликовать. Это объясняется двумя причинами.

 

Первая – интерес к деятельности самого центра. Вторая, вытекающая из первой – предполагаемые психологические особенности людей, постоянных членов, углубленно занимающихся духовной практикой и изучением индуистской философии. И для этого нам было достаточно провести тестирование, результаты которого констатируют наличие определенных особенностей личности на данный момент времени. К сожалению, у нас не было возможности учесть время занятий духовными практиками, поскольку у всех оно различное, а само тестирование проводилось одноразово. Но те результаты, которые мы получили, оказались для нас очень интересными и во многом ожидаемыми. И мы посчитали возможным рассматривать их, как начальный этап длительного эксперимента, который в дальнейшем будет отвечать всем принятым требованиям, включая и аппаратные исследования.   

 

Само исследование включает большое количество тестов, которые позволяют рассмотреть результаты под разными углами зрения. В данной публикации мы представили результаты только 3-х тестов.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Современный мир характеризуется высокой степенью технологизации, рационалистическим уклоном, в котором разум преобладает над чувствами. Возможно, именно поэтому все нарастающим трендом является обращение людей к поиску других смыслов, обращение внимания внутрь себя. Когда эти поиски связываются с различными религиозными традициями, как отдельными учениями, так и признанными большими направлениями, возникает вопрос о психологическом портрете того человека, который глубоко погружается в то или иное течение. 

Исследование, приведенное в данной работе, является начальным этапом психологического анализа группы постоянных участников центра ведической культуры Дивья Лока. Оно проводилось только на тех участниках центра, которые выбрали для себя путь монашества и постоянно проживают в монастыре йоги «Собрание тайн».

 

В Монастыре изучается философия Адвайта-веданты, а так же некоторые другие традиционные индуиские учения и системы (Аштанга-йога, йога Патанджали и другие). В течение года монахи и послушники занимаются научной работой: выступают с комментариями к священным текстам традиции, а также с докладами на темы философии учения. В процессе обучения послушники и монахи проходят занятия по: хатха-йоге, раджа-йоге, кундалини-йоге, нидра-йоге (йоге сновидений), джняна-йоге (йога знания), нада-йоге (йоге внутреннего звука), джьоти-йоге (йоге внутреннего света), таттва видье (учение о слиянии с пятью стихиями).

 

Кроме этого, монахи и послушники изучают аюрведу (ведическая медицина), джьотиш (астрология), ваасту (наука о строительстве зданий) риторику (ораторское искусство), эристику (искусство философских диспутов), вокал, танцы, ведическую психологию и другое. Один раз в год в монастыре проводятся ежегодные философские диспуты и ежегодная философская конференция.

 

В любой культуре у людей, занимающихся интенсивной духовной практикой, видение мира несколько отличается от обычных людей. В данном случае речь идет о духовной практике, опирающейся на индуистскую религиозно-философскую систему, которая существует в полевом пространстве России, и которая,  при этом никоим образом не противоречит никаким другим религиям или духовным системам (христианству, исламу, буддизму и т.д.). На наш взгляд, факт сосуществования различных культурных  традиций не только вписывается естественным образом в духовную жизнь испытуемых, но и помогает укрепиться в своих поисках смыслов жизни. 

 

Представители исследуемой группы придерживаются Санатана Дхармы (Индуизма), философии Адвайта-веданты и учения Лайя-йоги в традиции сиддхов. Это накладывает дополнительные особенности на психологический портрет монашествующих. 

 

ГИПОТЕЗЫ

 

1.Предполагается, что участники исследования имеют специфические индивидуально-психологические особенности, характерные для людей, занимающихся духовными поисками в монашеском статусе. 

 

2. Предполагается, что духовная практика в монашеском статусе является одним из проявлений самоактуализации  участников исследования.

 

3. Предполагается, что люди, занимающиеся духовными поисками в монашеском статусе, имеют высокую осмысленность жизни.

 

ЦЕЛЬЮ данного исследования является выявление специфики индивидуально-психологических особенностей членов центра. 

 

ЗАДАЧИ исследования: 

1. Исследовать ценностную и мотивационную сферы. 

 

2. Выявить характерологические особенности испытуемых. 

 

3. Исследовать особенности смысложизненных ориентаций.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В исследовании принимали участие  33 человека. Из них, мужчин – 14, в возрасте от 29-ти до 48-ми лет; женщин – 19, в возрасте от 23-х до 64-х лет. Социальный статус: не работающие, в статусе монашествующих (санньяси). 

 

Тестирование  проводилось в течение 1 недели.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исходя из поставленной цели, для выявления специфики индивидуально-психологических особенностей использовались стандартные психодиагностические методики для обеспечения адекватности и  максимальной независимости результатов от личностных мнений и взглядов экспертов. Такой подход  выбран опираясь на исследования Кагана В. Е. и свободен от идеологического давления и научно корректен и, кроме того, является экономичным и оперативным [2]. 

Для проведения психодиагностического анализа были использованы следующие методики:

 

‒  личностный опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), адаптированный Л. Н. Собчик (СМИЛ ‒ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности) [11];  

 

‒  методика В. В. Столина и С. Р. Пантелеева «Тест опросник самоотношения» [13]; 

 

‒    методика Н. Н. Мельниковой «Удовлетворенность жизнью» [5]; 

 

‒  методика Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) [4]; 

 

‒  методика В. Ф. Сопов и Л. В. Карпушина «Морфологический тест жизненных ценностей» [12]; 

 

‒   опросник личностных ориентаций Э. Шострома, адаптированный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загикой, М. В. Крозом («Самоактуализационный тест») [1];

 

‒  метод семантического дифференциала (Ч. Осгуда) [15] по исследуемым образам: «Я до того, как стал изучать и практиковать учение», «Я сейчас», «Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей», «Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь», «Человек, контролирующий свои мысли и поведение», «Человек, живо интересующийся повседневной жизнью», «Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа» [2]. 

 

Для обработки результатов использовались методы математической статистики. В процессе обработки данных были использованы такие критерии как: U – Манна-Уитни, φ* ‒ Фишер, r – Спирмена, критерий Кайзера [10].

 

В данной статье мы остановимся на тех результатах психологического тестирования, которые наиболее полно отвечают поставленной цели – тестах MMPI, САТ (тест самоактуализации) и СЖО (тест смысложизненных ориентаций).  

 

Учитывая специфику  участников исследования, мы посчитали нужным  сделать словарь необходимых терминов и представить структуру учебного процесса (Структуру Древа Учения, см. Рисунок 1), которая представлена в конце статьи.   

 

Методы и результаты исследования

 

Для исследования характерологических особенностей был использован личностный опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), который был предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 году. В настоящее время используется модификация теста MMPI – тест СМИЛ, адаптированный Л. Н. Собчик [11].  

 

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Тест является наиболее валидным (достоверным) и надежным методом диагностики личности в мировой психологической практике. Опросник предназначен для исследования индивидуально-психологических особенностей личности взрослых людей и выявления невротических состояний, акцентуаций, психопатий при их наличии. 

 

Тест состоит из 10 основных диагностических шкал: «сверхконтроль», «пессимистичность», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «мужественность-женственность», «ригидность», «тревожность», «индивидуалистичность», «оптимистичность», «интроверсия». 

 

При интерпретации MMPI должен соблюдаться целостный подход, оценивающий конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой ведущих пиков, контрастирующих понижений, как ведущих, так и относительных. 

 

Каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса (см. Таблица 1).

 

Таблица 1

Нормы по MMPI (в баллах)

 

нормальный уровень

высокий

уровень развития

очень высокий

уровень развития

до 69 70 - 79 80 и выше

 

Таблица 2

Таблица результатов MMPI

 

название шкалы низкий уровень в баллах. средн. уровень  до 69 б. высок. уровень70-79 б.

очень высок. выше

80 б.

Пик 1

в %

Пик 2 очень высок    в %
1. Сверхконтроль 0  30 37  33  64
2. Пессимистичность 3  82 15  18 
3. Эмоциональная лабильность 0  58 33 
4. Импульсивность 0  61 39  55  12 
5. Мужественность-женственность 0  33

 63 ж.

0 муж.

 0

55 ж.

0 муж.

24 ж.

0 муж. 

6. Ригидность 24  55 12 
7. Тревожность 3  73 24  24 
8. Индивидуалистич. 0  55 21  24  55  18 
9. Оптимистичность 12  49 39  39  27 
10. Интроверсия 39  58 27 

 

В целом по результатам методики MMPI, данные которого представлены в Таблице 2, можно заключить, что испытуемые обладают психологическими особенностями различной степени выраженности, соответствующими пикам по шкалам. Наиболее высокие результаты получены по шкале «сверхконтроль» ‒ у 64% испытуемых, шкала «импульсивность» ‒ у 55%; и по шкалам: «индивидуалистичность» ‒ 55%, «мужественность-женственность» ‒ 55%. Средние значения получены по шкалам: «оптимистичность» ‒ у 39%; «интроверсия» ‒ у 27%; «тревожность» ‒ у 24%. Низкие результаты получены по шкалам:  «пессимистичность» ‒ у 18% и «эмоциональная лабильность» ‒ у 9%.

 

Анализ индивидуально-психологических особенностей личности показал, что 60,6% результатов испытуемых попадают в диапазон вариантов нормального развития личности. У 39,4 % результаты превышают норму, из них у 62% испытуемых наблюдается повышение по шкале – индивидуалистичность, что характеризует их, как выраженный вариант аналитичной, обособленно-созерцательной личности. При таком личностном типе склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенной активностью, формируется целостный стиль восприятия ‒ способность на основании минимальной информации воссоздать целостный образ.

      

ВЫВОДЫ

 

Учитывая самобытность, уникальность самой группы испытуемых, ее цели и задачи, непривычный для социума уклад жизни, можно предположить выраженную нестандартность за пределами так называемой нормы характерологических особенностей  членов группы.  В этом и может проявляться специфика группы монашествующих  в позитивном ее качестве.  

 

У 39,4 % испытуемых (13 человек) наблюдаются повышение значений хотя бы по одной из шкал опросника (в пределах от 70 до 79 баллов). При этом у 8 из 13 человек (62%) наблюдается повышение по 8-й шкале – индивидуалистичность, что характеризует их как вариант высокой обособленно-созерцательной личностной позиции, вплоть до полного ограничения контактов с внешним миром; превалирования философского, аналитического мышления над чувствами и активными действиями. Логично предположить, что эти качества отражают специфику группы монашествующих  и характеристик культуры садху (см. глоссарий).

 

Сочетание тенденции переноса внимания внутрь себя в рамках духовного поиска с высоким уровнем жизнелюбия, побуждения и активности, высокой степени ориентации на соблюдение нравственно-этических норм («действовать так, чтобы действия приносили благо всем живым существам») со способностью к нешаблонному подходу в решении проблем, целостного подхода к восприятию мира с некоторой дистанцированностью, своеобразием и уникальностью культуры, все это может говорить о достаточно высоком уровне зрелости членов центра ведической культуры Дивья Лока. 

 

Окончательный вывод относительно конкретного испытуемого необходимо делать, рассматривая профиль в целом. 

 

Для понимания особенностей личностного потенциала участников был использован опросник личностных ориентаций Э. Шострома (Personal OrientationInventory, E. Shostrom), созданный в 1963 году. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы опросника характеризуют основные сферы самоактуализации. 

Методика была адаптирована сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз). Измеряемые параметры: «компетентность во времени»; «самоподдержка»; «ценность самоактуализации»; «гибкость поведения»; «реактивная чувствительность»; «спонтанность»; «самоуважение»; «самопринятие»; «принятие природы человека»; «синергия»; «принятие собственной агрессии»; «контактность»; «познавательные потребности»; «креативность». 

 

Таблица 3

Таблица результатов САТ

 

название шкалы

низкий уровень

в %

средн. уровень 

в %

уровень самоактуал.

в %

1. Компетентность во времени 6 45 47
2. Самоподдержка 21 49 30
3. Ценность самоактуализации 21 52 27
4. Гибкость поведения 30 49 21
5. Реактивная чувствительность 46 36 18
6. Спонтанность 33 40 27
7. Самоуважение 15 39 43
8. Самопринятие 27 37 36
9. Принятие природы человека 12 37 58
10. Синергия 12 42 46
11. Принятие собственной агрессии 49 39 12
12. Контактность 27 55 18
13. Познавательные потребности 43 39 18
14. Креативность 6 36 58

 

По результатам методики САТ (см. Таблицу 3) можно сделать вывод о том, что: 

 

По шкале «Компетентность во времени» в зоне самоактуализации находится 47% испытуемых, то есть они способны жить «настоящим», ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной. 

 

По шкале «Синергия» в зоне самоактуализации ‒ 46% испытуемых, что свидетельствует об их способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. 

 

Полученные результаты согласуются со смыслами садху: «учиться видеть мир одно всеобщее целое, как неотделимый от своего сознания, как игру божественной силы, как одно огромное непрерывное сновидение, одновременно и как божественную реальность, и как материальную ловушку». 

 

По шкале «Самоуважение» в зоне самоактуализации ‒ 43% испытуемых, в зоне высокой самоактуализации 3% испытуемых, то есть они способны уважать себя за свои достоинства, обладают низким уровнем тревожности. Их отличает стремление к самостоятельности, независимости удовлетворенность собой и своей жизнью. 

 

По шкале «Креативность» в зоне самоактуализации ‒ 58% испытуемых, в зоне высокой самоактуализации 6%  испытуемых, то есть  они обладают творческими способностями, которые присутствуют в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности. В центре Дивья Лока поддерживается практика и служение в различных творческих видах, что может обусловливать развитие креативности испытуемых. 

 

ВЫВОДЫ 

 

Таким образом, можно говорить о том, что для участников исследования пребывание в центре более всего способствует самоактуализации, что проявляется в восприятии целостности жизни, мира и людей, связанности противоположностей, самоуважении и творческом выражении своей личности. 

 

Для анализа смысложизненных ориентаций использовалась методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (СЖО). Методика предназначена для определения выраженности смысложизненных ориентаций и переживания индивидом онтологической значимости жизни. Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Методика включает пять субшкал: «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я» и «Локус контроля-жизнь». 

 

Таблица 4

Таблица результатов методики СЖО

 

Показатель Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Цели в жизни 2/6.1% 8/24.2% 23/69.7%
2 Процесс жизни 3/9.1% 8/24.2% 22/66.7%
3 Результативность жизни 2/6.1% 8/24.2% 23/69.7%
4 Локус контроля 2/6.1% 9/27.3% 22/66.7%
5 Локус контроля-жизнь 2/6.1% 10/30.3% 21/63.6%
Общий показатель осмысленности жизни 3/9.1% 5/15.2% 25/75.8%

 

Как видно из Таблицы 4, значения по смысложизненным ориентациям дало особенно интересные результаты. У большинства испытуемых выраженность всех смысложизненных ориентациях находится на высоком уровне. Можно заключить, что в группе присутствует высокая осмысленность жизни вне зависимости от условного временного континуума (прошлое, настоящие, будущее) и ощущение управляемости собой и жизнью. Другими словами можно заключить, что так или иначе духовная практика способствует или предполагает наличие высокого уровня осмысленности жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза.

 

1. Участники исследования имеют специфические индивидуально- психологические особенности, характерные для людей, занимающихся духовными поисками в монашеском статусе. 

 

2. Результаты САТ подтвердили, что духовная практика в монашеском статусе является одним из проявлений самоактуализации  участников исследования.

 

3. Результаты СЖО подтвердили, что люди, занимающиеся духовными поисками в монашеском статусе, имеют высокую осмысленность жизни.

 

Представленные результаты по тестам MMPI, САТ, СЖО являются составной частью исследования. Тем не менее, они достаточно полно отражают психологические особенности членов центра ведической культуры Дивья Лока, которые выбрали для себя путь монашества и глубоко погружены в самоисследование и поиск глубинных смыслов существования.

 

Полученные результаты являются ожидаемыми и вполне объяснимыми, исходя из целей и задач,  как деятельности самого центра, так и самих монашествующих. Вполне естественно ожидать и некоторую отчужденность, определенную асоциальность. Однако, это на наш взгляд,  не только не является отрицательным фактором, а скорее выявляют такие положительные качества, как высокую концентрацию внимания, способность к абстрагированию, умение подняться над ситуацией и т.д. Эти качества характеризуют более широкие границы психоэмоциональной и психофизической устойчивости, позитивное отношение к миру, толерантность, умение принять любую ситуацию и правильно действовать в нестандартных ситуациях.

 

Проведенное исследование является «наложением» стандартных психодиагностических методик (адаптированных для социальной среды) на достаточно нестандартную и даже уникальную группу (монашествующих), что не позволило глубоко описать специфику индивидуально-психологических особенностей, выйти за рамки моделей, теорий и конструктов, который нам предлагает стандартный психодиагностический инструментарий. Полученные результаты выявили некоторые интересные психологические особенности группы, которые позволяют сделать ряд выводов и спланировать ряд последующих экспериментов.  

 

Таким образом, данное исследование можно рассматривать, как начальный этап анализа психологических особенностей членов центра ведической культуры Дивья Лока, которые выбрали для себя путь монашества и глубоко погружены в самоисследование и поиск глубинных смыслов существования.

 

Объяснение основных терминов

 

Йога – (в переводе – союз, единение) это система целостного самосовершенствования (духовного, энергетического и физического), система правильного мышления, правильного питания, правильного поведения и т.д. В более узком смысле обозначает «метод», который применяется в определенной сфере и для достижения вполне конкретных целей, которая может считаться технологией реализации высшего «Я». Это не религия, а мировоззрение и система практик.

 

Адвайта ‒ буквально, «не два».

  • Недвойственное восприятия Реальности. 
  • Учение недуализма, которое излагается в священных текстах Санатана Дхармы (ведах, упанишадах), в текстах таких святых, как Ади Шанкарачарья, Авадхута Даттатрейя, Риши Васиштха и других.
  • Традиционная философская школа Веданты (Адвайта-Веданта), основанная Шри Ади Шанкарачарьей. Философская система, провозглашающая полное тождество индивидуального «я» и абсолютного Брахмана или Бога. В Лайя-йоге об Адвайта-Веданте говорится в контексте Учений сутры.

 

Анупая – («метод не-метода») пребывание в необусловленном присутствии за пределами методов и категорий

 

Джняна-йога ‒ йога мудрости (знания)

 

Интериоризация (Interiorization). Процесс отключения органов чувств,обращение сознания внутрь; пятый раздел йоги, по Патанджали. Когда жизненная энергия отходит от органов чувств, их больше не отвлекает беспрестанная «бомбардировка» внешних стимулов [6].

 

Мандала – («круг») священное мистическое пространство «чистого видения»,   измерение, мир божеств вместе с его окружением.

 

Медитация – методы успокоения, углубления и расширения сознания. Объектами медитации могут быть внешние явления и объекты, внутренние объекты и переживания (определенные состояния, абстрактные идеи и т.д.) на фоне глубокого мышечного и, соответственно, психического расслабления (Г. Ауробинда, 1992; Б. Дандарон,  1992 и др.).  

 

Медитация «Атма-вичары» – самоисследование, меняет самоидентификацию Высшая медитация Джняна-йоги для достижения Просветления. Путь самоисследования, самовспоминание «Кто я?».

 

Лайя-йога ‒ на санскрите буквально переводится как  «растворение».  В традиции сиддхов  существует два основных метода растворения: 

 

  • растворение «я», которое заключается в растворении ума в осознавании, а осознавания в недвойственности; 
  • растворение пяти элементов – последовательное растворение пяти элементов силой сознания [8].

 

янтра ‒ букв. «инструмент».

 

5 янтр лайя-йоги: 

 

- праджня-янтра –  (вселенная мудрости) учение и методы раскрытия изначальной Мудрости естественного состояния, свободной от умозрительных понятий.   

 

- шакти-янтра    ‒ (вселенная энергии) учение и метод по работе с энергиями (кундалини-йога, шат-чакра-йога).

 

- нидра-янтра – вселенная сновидений – йога сна и сновидений – учения и методы развития осознавания в тонком иллюзорном теле и распознавания ясного света во сне без сновидений.  

 

- джьоти-янтра ‒ йога света, Вселенная Света. В разделе Джьоти-йоги йогин особым образом практикует созерцание света, благодаря чему у него появляются внутренний, внешний и промежуточный знаки, раскрываются пять пространств и происходит растворение тонких концептуаль ных слоев ума.

 

- нада-янтра  ‒ вселенная звука – учение и методы осознавания внутреннего звука [8]. 

 

Релаксация ‒  расслабление,  раскрепощение.  Релаксация является неотъемлемой  частью техники йоговских упражнений, как в статическом, так и в статико-динамическом режимах.

 

Концентрация (Concentration) – целенаправленная полная сосредоточенность сознания на каком-то одном объекте без отвлечения внимания восприятия других объектов. 

 

Карма ‒ закон причин и следствий, который обуславливает перерождение живого существа. Карма переводится и как действие и как результат этого действия. В основе этого понятия заложен принцип, гласящий, что на человеческую жизнь влияют действия человека совершенные в прошлом, и каждое действие ведет к определенным последствиям.

 

Карма-йога (Karma-yoga). Йога действия без привязанности к конечным результатам. Она учит действовать бескорыстно, вне зависимости от потерь или приобретений, неудач или успеха. Этот вид йоги способствует трансформации сознания за счет беспристрастного служения высоким идеалам и другим людям.

 

Кундалини-йога (Kundalini-yoga). Методы из раздела шакти-янтры, цель которой является пробудить энергию кундалини, свернутую в основании позвоночника. Медитация, дыхательные упражнения, визуализация и техника очищения хатха-йоги пробуждают ее. После пробуждения энергия поднимается по всем чакрам, или центрам сознания, и приводит к психологическим и духовным изменениям в человеке.  

 

Тантра-йога ‒ санскр. «нить», «непрерывность». Это система духовных, энергетических и телесных техник, предназначенныя для развития сознания человека до Высшей Реализации основными практиками которой являются работа с энергиями и поклонение избранному божеству. Существует четыре разновидности тантры: 

 

  • крийя (действие); 
  • чарья (поклонение);
  • йога (искусство управления ветрами и передвижением «капли души» (бинду) в теле);
  • Ануттара (йога созерцательного недеяния).

 

По своему смыслу тантры делятся на двойственные и недвойственные, отцовские и материнские.

 

Психическая индивидуация ‒ предполагает совокупность психического, физического и духовного  здоровья (К. Г. Юнг, 1994). В «аналитической психологии» К. Г. Юнга ‒ процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. Сопряжённость   различных    видов деятельности,   как способов физического, психического и духовного развития, может рассматриваться как необходимый базовый фактор индивидуации [6]. 

 

Праджняна ‒ Исконная Мудрость, изначальная Мудрость естественного состояния, свободная от умозрительных понятий [8].

 

Садху ‒ человек, ведущий аскетический образ жини, посвятивший свою жизнь достижению Освобождения. Обычно садху ‒ это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений [7]. Термин Садху дословно можно перевести как благовоспитанный господин, джентльмен [9]. 

 

Сандхья-бхашья ‒ язык тайных знаков и символов, которым передаются тайные Учения тантры. Его значение в полной мере известно лишь посвященным [8]. 

 

Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженность. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Высшие переживания - это моменты самоактуализации [16].

 

Структура Учения Лайя-йоги

Рисунок 1. Структура Древа Учения.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В., Кроз М.В Самоактуализационный тест. М.:Российское педагогическое агенство, 1995. – 44 с.

 

2.Каган В.Е. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности Свидетелей Иеговы // http://jhwww.narod.ru/expert2.html

 

 

3.Лайя-йога. Материал из Википедии — свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%E9%FF-%E9%EE%E3%E0 

 

4.Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.

 

5.Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. 2009. – 37 с.

 

6.Психологическая энциклопедия. Индивидуация // http://enc-dic.com/enc_psy/Individuacija-8517.html

 

7.Садху. Материал из Википедии — свободной энциклопедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%F5%F3

 

8.Свами Вишнудевананда Гири. Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика. Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги. Том 1. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2004. – 520 с.

 

9.Свами Муктананда Пури. Садху // http://muktanand.org/wordpress/?page_id=113

 

10.Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

 

11.Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI) Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Издательство: Речь, 2009 г. – 217 с.

 

12.Сопов В. Ф. Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология – 2001-№4

 

13.Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М. , 1988. С. 123-130.

 

14.Фетискин Н. П. , Козлов В. В. , Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. // Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл). – М. , Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C. 57-59

 

15.Шелестюк Е. В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистичеаий аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V Березинские чтения). Вып. 15. - М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2009. – 348 c. C. 329-333. 

 

16.Maslow A. Self-actualizing and Beyond. – In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.// http://www.psychology.ru/library/00037.shtml

 

Комментарий к статье «Исследование психологических особенностей личности постоянных членов центра ведической культуры Дивья Лока»

 

Данное исследование является небольшой частью большой работы, выполненной группой психологов П. С. Глуховым, Е.В. Тарасовой, А.В. Молофеевой. П. С. Глухов,  Е.В.Тарасова – являются магистрами психологии и ведут активную научно-исследовательскую деятельность. А.В. Молофеева, имея высшее психологическое образование является членом центра ведической культуры Дивья Лока и в течение 6-ти лет углубленно  изучает философию Адвайта-веданты, йога-системы Патанджали и Лайя-йога в традиции сиддхов в рамках обучающей программы.

 

Сама идея проведения исследования  имеет, на наш взгляд, несколько причин:

 

1-я. Чисто научный интерес. Исследуются характерологические качества людей, пришедших в монашество. На основе результата сделана попытка выявить мотивацию, проанализировать специфику особых состояний сознания, в которых пребывают участники исследования и целый ряд других вопросов личностного характера.   

 

2-я причина – совершенно иного плана. Это взаимоотношения с другими религиозными, государственные и общественными структурами. Вполне естественно, что нормальный диалог и поиск возможных вариантов взаимодействия должен основываться на научно основанных аргументах. 

 

В предисловии уже говорилось о специфичности работы. Речь идет о том, что исследование не нужно рассматривать со строго научной точки зрения, поскольку отсутствует целый ряд необходимых условий. Тем не менее, сама идея является интересной, так как сами участники – это люди, которые не просто интересуются йогой (сейчас этим мало кого удивишь), они погружены в традицию и имеют смелость посвятить этому свою жизнь, позволив себе уйти из социума. 

 

Конечно, вопрос мотивации имеет очень важное значение. Говоря о ней, нужно не забывать о том, что она может идти изнутри, а может быть сформирована под влиянием внешних факторов. Можно ли понять, почему человек занимается искусством, теми или иными практиками, той или иной деятельностью и т.д. Можно ли объяснить, почему человек уходит от мира, отдавая все свои силы духовному поиску? Вряд ли. Самое простое объяснение – потому что он не может иначе, потому что у него это в крови, потому что он внутренне чувствует, что это именно, то, ради чего стоит жить. Другими словами, можно сказать о наличии предрасположенности. И при интерпретации результатов этот фактор не только нужно учитывать, но и отталкиваться от него. 

 

Исследование является пилотажным, проводилось в течение 1 недели и констатирует те конкретные состояния психики, которые присутствуют здесь и сейчас.  Вместе с тем, у многих монашествующих  присутствует достаточно длительный опыт обучения и медитативной практики в изучаемой традиции, что нельзя сбрасывать со счетов. 

 

Участники исследования – это люди, осознанно пришедшие в монашество. В индуистской традиции они носят название САДХУ. Обычно садху — это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений.

 

Термин Садху дословно можно перевести как благовоспитанный господин, джентльмен. Суть монашества  (в русской православной традиции) – практически та же самая. Главное отличие составляет, в данном случае, инструментарий, который связан с другой культурой, другой традицией. И именно к ней предрасположены участники исследования. Естественный вопрос, который возникает – почему они погружены не в православную традицию, а в индуистскую? Ответ достаточно прост. Предрасположенность именно к этой культуре, желание углубиться именно в индуистскую философию.  Результаты проведенного исследования  подтверждают эту гипотезу.

 

И.В. Курис, К.п.н., Д.пс.н., профессор, зав.кафедрой трансперсональной психологии и педагогики МУФО



Средняя оценка: 2.60, проголосовало: 5
1 2 3 4 5   


Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи