FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Что такое эго или усмирение ума

Главная    |   Путь йога    |   Сознание - Праджня-янтра    |   Усмирение ума    |   Что такое эго или усмирение ума





 
 

Что такое эго или усмирение ума

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мое почтение и любовь Мастеру!
 Восхищение и преданность Учению Лайя-йоги!
Благодарность и уважение Сангхе!

 

 

Введение 

Принято считать человеческое тело наиболее подходящим для познания Истины. Одна из причин этого в том, что несмотря на то, что майя или матрица проявленного мира цепко держит индивидуальное сознание в своих сетях, остается возможность осознать ложное отождествление, так как в мире людей проявлены как грубые энергии, так и тонкие.
Человек осуществляет свое взаимодействие с миром на разных уровнях, включаясь в субъектно-объектные отношения с целью познания себя и окружающего мира. Опыт постижения мира, отраженный в языке народа, к которому принадлежит практикующий, в устоявшихся способах коммуникации и практической деятельности, в религии, философии, отдельных науках и пр., отражается прямо или косвенно в его личном опыте и детерминирует его возможности и формы мировосприятия.
Опыт взаимодействия с миром осознается и феноменальный или проявленный мир существует как факт опыта, который протекает в трех потоках сознания – бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Анализируя эти три состояния, йогин может прийти к правильному заключению о проявлениях феноменального мира и своем месте и предназначении. А инструмент такого анализа у нас только один – ум.
 «О, Рама, ум – это та ось, вокруг которой вращается это колесо (сансары), создавая путаницу ума в заблуждающихся. Только обуздав эту ось интенсивными усилиями и острым интеллектом, можно остановить само колесо. Когда остановлена ось, колесо больше не вращается, когда остановлен разум, иллюзия прекращается».[1, гл.5.5]  
Следовательно, наш ум должен работать сам с собой, так как у нас нет других инструментов. Поэтому особенно важно знать что он из себя представляет, его сильные и слабые стороны с тем, чтобы максимально эффективно использовать эти знания в своей духовной практике.
Известно, что нет ничего сложнее чем усмирять ум - эго, т.к.он кажется нам нашей сущностью. Обычно человек, когда возникает гнев, думает, что он гневается. Таким же образом незаметно возникает чувство собственной важности. Однако, даже поверхностный анализ показывает, что это наше эго, наш неусмиренный ум вводит нас постоянно в заблуждение, вынуждая страдать, искажая истинную картину мира. Картина мира, которую индивид себе создает посредством "ментального конструирования", может не иметь ничего общего с объективной реальностью, поскольку такое "ментальное конструирование" базируется на поддерживаемых суевериях, мифологемах, ложных концепциях и пр. Наиболее ярким примером ложной картины мира или неведения служит представление о дживе – душе, как ограниченной, отделенной от других и Брахмана.
 Наш ум большую часть времени уделяет внешним объектам, что происходит под влиянием сансары – матрицы, которая представляет собой некое разумное существо, целью существования которого является удержание умов в сетях этой матрицы. Матрице от человека нужна его энергия. Человек, часто не понимая того, что проблема в уме, думает, что проблема находится снаружи, что она возникает из-за какого-то места, человека, ситуации.
«Чувство собственной важности – источник бесконечных страданий, печали и неправедных действий. Жизнь кончается смертью, смерть приводит к рождению и все, что есть, имеет свой конец – такие понятия чувства эго ведут к великой печали. Беспокойство, вызванное мыслями «я должен сделать это сейчас» и «мне надо получить и вот это тоже», сжигает глупца изнутри. «Это верно» и «а это – нет» - такие понятия вызывают беспокойство у эгоиста. Но когда прекращается чувство эго, тогда семя иллюзорного внешнего мира не прорастает снова и все желания кончаются» [1. гл. 5.6].
Путь выхода из матрицы – осознание факта полной связанности собственного ума, предопределенности всех действий, то есть полное отсутствие свободы выбора, свободы воли. Первым шагом к свободе является начало духовной практики.
Главная задача духовной практики – это усмирение ума, усмирение эго и отсечение отождествления с ним. Не усмиренный ум, не усмиренное эго – источник страданий в этой жизни и в будущих.
 
 
Что такое Ум и зачем его нужно усмирять не будет понятно без кратких пояснений к основным определениям Веданты.
 Парабрахман. Это то, что существовало всегда, чему невозможно дать определение, представить и наделить какими нибудь качествами. Парабрахман иногда определяют как верховный или всеобщий дух, верховное существо. Создатель, хранитель и разрушитель всего.
Брахман или Брахма – относится к Парабрахману как часть к целому, наделенная функцией творчества, имеющая те же свойства и качества, что и Парабрахман.  Упанишады фактически утверждают несказуемость Брахмана, невозможность для него быть смыслом предложения, несущим в себе познавательную функцию, поскольку в Брахмане подразумевается отрицание всякой двойственности, а значит, и формальных структур логических отношений.
Таким образом, всюду, где в священных текстах речь идет о Брахмане, слова оказывают, по-существу, метаязыковое воздействие на человека, способствуя, тем самым, его освобождению
Брахма – это Абсолют в недвойственном состоянии, первосубстанция и основа как мира, так и человеческого существа и этот Брахма обладает полнотой всеведения. Многие линии передачи начинаются именно с Бога Брахмы, то есть Брахма стоит в основании множества линий передач. То есть в понимании Веданты Брахма наделен некоторыми характеристиками, присущими личности. Ну, или наоборот, личность человека наделена некоторыми характеристиками, присущими Брахме.
Шанкара утверждает, что мы получим представление об Атмане, если абстрагируемся от своего окружения, выделим его из телесной оболочки, с которой он связан, и освободим его от всего содержащегося в нашем личном  опыте. Атман и Брахман обладают одними и теми же характерными чертами – бытием, сознанием, вездесущностью и блаженством.
При этом Веданта-Адвайта не подразумевает, что наделение Брахмы каким то качеством как-то отделило Брахму от недвойственного Парабрахмана. В этом смысле Брахма понимается как некоторая активность Парабрахмана с целью творения, поддержания или разрушения.


Атман или Атма - Истинное Я, существует в противоположность ложному индивидуальному Я - личности, которое человек считает собой. В Веданте Атма есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух. Слово "Атман" (в санскритском устном произношении — "Атма") расшифровывается так: "а" — это отрицательная частица, "тма" означает то же, что русское слово "тьма" (от этого же корня — слово "тамас" — "невежество", "духовная тьма"). Значит, "А-тма" или "Атман" — "противоположный тьме", "сияющий". Эквивалентным понятием в философии санкхья является Пуруша, однако пуруши рассматриваются не как Единый Дух, но как неисчислимое их множество.
Атман это кардинальное понятие, означающее безначальное и непреходящее, «субстанциональное» духовное начало индивида.


 

 
«Ибо дух (Атман) свободен от всяких связей, и действия, и поступки его сосудов (упадхи), в которых он живет, т.е. тел, которыми он одет, не затрагивают его. Это тело действует, как орудие Атмана и совершенно подобно долоту и другим инструментам столяра. Поэтому Атман («Я») и свободен от каких бы то ни было связей» [4].
Разумеется, в самой своей глубинной сущности, мы являемся самим Парабрахманом. Но по относительным качествам наша энергия является частью Брахмы-творца, мы как бы Его порождение. Наше каузальное,  астральное, ментальное, эфирное и физическое тела, а также вся окружающая вселенная – суть Брахман.
Однако, выше представленные определения - концепции не являются истиной в полной мере, так как Истина трансцендентна и непознаваема путем только изучения текстов и логических построений в уме, основыванных на прочитанном. Тексты Упанишад и другие древние трактаты, в которых упоминаются Атман и Брахман, выступают перед йогином в роли скрытого, неперсонифицированного наставника, доводящего до сознания некий смысл или мысль, которая освобождается от концепций, реализуя чистое стремление к свободе. То есть сам текст создает условия для интуитивного переживания религиозного опыта.
«Если ты мудр, оставь в стороне всякую привязанность к поверхностному и постороннему и примени свою ученость и знание к тому, чтобы узнать свою истинную сущность – Атман, и из рабства этого мира достичь подлинного Освобождения» [4].
Так, реализация тождества: «Я есть Брахман» устраняет незнание, обнаруживает состояние знания, далее неописуемое. Священные тексты помогают нам приблизиться к ускользающей от языка реальности.
Душа или Джи́ва (санскр) - в индуизме и джайнизме - живое существо, или в более определённом значении — индивидуальная бессмертная сущность живых существ (людей, животных, рыб или растений т. д.), которая не разрушается при наступлении смерти. Термин «джива» очень близок по употреблению «атме», но «атма» обозначает «личное Я» каждого живого существа, тогда как джива и есть это самое «живое существо». Слово «джива» происходит от санскритского дживас и имеет тот же самый корень, что и слово живой.
 
В «Бхагавад-гите» джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая. Она не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело. В «Бхагавад-гите» сказано, что джива не принадлежит к материальному миру, а имеет «духовную» природу. В процессе реинкарнации, после физической смерти тела, джива, в зависимости от своей кармы и индивидуальных желаний, принимает новое материальное тело.
«Все религии принимают без доказательства фундаментальную триаду: Бог, душа и мир, хотя все трое являются проявлениями Единого. Убеждение, что эти трое остаются вечно тремя, сохраняется лишь до тех пор, пока “я”, или эго, сохраняется. Лучше всего уничтожить эго и пребывать в своём собственном истинном состоянии» [3. шл.2].
Поэтому далее необходимо детально рассмотреть такие понятия, как эго и ум, и выяснить как можно уничтожить эго.

Ум, Эго, и другие основные понятия, связанные с понятием личность


 
 
В числе основных категорий Веданты входит четырехэлементная антахкарана (внутренний огран, инструмент), которая состоит из манаса (разума), будхи (интуитивное подсознание), читты (памяти и подсознания) и ахамкары (эго).

                                                                                  Читта
 
Читта - это содержимое ума (умственная субстанция). Она принимает различные формы или очертания. Часто термин читта употребляется в качестве сознания вобщем, которое включает в себя ахамкару(эго), буддхи(интуитивный разум), и ум (манас).
Читта является хранилищем подсознательных воспоминаний, где хранятся записи всех переживаний, ментальные отпечатки (самскары). Именно эти отпечатки определяют место будущего рождения, характер, судьбу, мотивацию, смыслы, ценности, цели человека, побуждают его действовать и наделяют различными качествами. Человек есть то, что он о себе помнит. 


                                                                            Рис. 1.


 Структуру взаимодействий внутри нашего ума можно представить как на рис.1.
 

Будхи                                                             

 

Будхи это проводник Света Атмана. Когда в результате практики буддхи просыпается, он соединяется с Атманом. Практикующий входит в самадхи, сначала в нирвикальпа (временное пробуждение), а затем в постоянное - сахаджа-самадхи.
«Если это тело достигает активного состояния (т.е. когда оно пробуждается к самосознанию благодаря духовному возрождению), оно проявляется (внутри человека). В нем начинает сиять абсолютное «Я» (Атман), носителем и сосудом которого является (просветленный) разум (Буддхи); это «Я» стоит в стороне, как непричастный зритель, не затрагиваемый никакой кармой» [4].
Этот участок читты свободен от эгоистичных мыслей, памяти прошлого опыта, притязаний, чувств, амбиций, гордыни, зависти удовлетворённости или неудовлетворённости тела и тд.
Буддхи – высший разум, интеллект, духовный разум; интуиция; различающий, оценивающий, решающий принцип ума и воли; синтезирующая психическая способность принимать решения на основе познания, доставляемого манасом. Благодаря буддхи приобретается способность к различению, способность видеть сущность вещей.
Когда буддхи получает материал из ума, он представляет его Атману, который остается невидим за сценой. Ум – командир, в его распоряжении пять солдат, пять карма – индрий, которые исполняют его приказы. Он – адвокат, что выкладывает факты перед судьёй, буддхи. Ум – старший клерк на фабрике ума. У него в подчинении десять приказчиков: пять джнянаиндрий (органы чувств), которые доставляют новости и факты извне, и пять карма – индрий (органы действия), которые выполняют его приказы.
Иногда буддхи получает послание от Атмана, делает выводы и принимает решения, после передаёт уму для исполнения. Пять карма – индрий: речь, руки, ступни, гениталии и анус – выполняют приказы ума, который является их хозяином.
 

                                                           Эго

Главное свойство эго - отождествление с тем, на что направлен манас. Обычно эго отождествляется с переживаниями, внешними ситуациями, которые становятся доступными через органы чувств, набором усвоенных идей, желаниями. Так же эго определяет чувство «делателя».
«Приятные вещи делают это «я» счастливым, неприятные - несчастным. Чувство здоровья и недовольство суть свойства этого «я», но не Атмана, который сам по себе есть вечное блаженство (без понятия «я»)» [4].
Эго (ахамкара) подобно клею, соединяющему все части сознания в единую уникальную и неповторимую индивидуальность, наделенную чувством собственной значимости. Ахамкара объединяет манас и буддхи в иллюзорное чувство «Я».
«О, ученик! Владей своими чувствами; ты сам в себе должен видеть Его, этого Атмана, как «это-я»; увидь Его в покое буддхи (в ясности ума); пересекай по всем направлениям безбрежное море полного перемены бытия, волны которого есть рождение и смерть, и твердо укрепляйся в образе – Брахмана (в духовном сознании)» [4].
 
Главные функции эго:
гордыня, эгоизм, надменность, основанная на чувстве своей значительности,
чувство обладания, присвоения, ощущение «мое» в отношении тела, эмоций, мыслей, переживание их как своих собственных,
ощущение, что счастье и горе принадлежат мне, являются,
ощущение «оно мое», желание монопольно обладать тем, что нравится.
Святые говорят, что если эго не усмирено и руководит человеком, подавляя буддхи, и скукоживая сознание, то оно подобно самому большому духу, который приносит одни лишь страдания. А потому следует усмирять эго практикой наблюдения, самоисследования, преданности, служения, смирения и самоотдачи до тех пор, пока оно не очистится и не станет чистым, покорным и послушным инструментом джняни.
 Такое эго – есть большое достижение на пути джняны, оно представляет собой чистую форму саттвы, оно способно безупречно проводить волю буддхи и свет, сияние Атмана.
 
 
                                              Биджи
В тончайшем слое нашего ума, называемом причинное тело (карана-шарира), содержатся тонкие семена кармы (биджи), рис.1. Эти изначальные кармические семена - причины, позитивные или негативные, попали к нам из прошлых жизней. Биджи, при воздействии внешних факторов, могут прорасти в самскары  или в скрытые подсознательные импульсы (васаны), которые всплывают в уме йогина как эмоции гнева, привязанности или вожделения. Тогда говорят, что карма созревает.
Считается, что йогин, не понявший принцип естественного созерцания, еще не способен устранить семена бидж в своем причинном теле (карана-шарира).
 
 
                                                                                                                       Васаны
Васаны, согласно Свами Шивананде, это желания в их тонком состоянии, как бы скрытая сила, предшествующая желанию. Это скорее склонности, привычки или приверженности.
«Через возбуждение самскар, или тонких впечатлений, приходят воспоминания об удовольствии. С памятью об удовольствии возникает и желание. Когда возникает желание, чувства берутся за работу заодно со своим предводителем - умом. Человек прикладывает усилия, чтобы завладеть желаемым и наслаждаться им. Все эти действия в уме происходят в мгновение ока» [5].
Васаны окрашивают и мотивируют отношение человека к жизни и его действия. Васаны в определенной мере являются результатами подсознательных впечатлений (самскар), создающихся при восприятии. Самскары, формируют васаны, которые позже вносят вклад в образование ментальных колебаий, вритти.
«Васаны бывают двух типов, чистые (субха-васаны) и нечистые (асубха-васаны). Чистые васаны освобождают человека от перерождений, нечистые васаны порождают перерождения. Нечистые васаны создают колебания в уме и тем самым возбуждают ум, создают в нем влечение к объектам. Если же вы направляемы чистыми васанами, вы вскоре достигнете бессмертного обиталища непередаваемой красоты. Подобно тому, как семена, что были прожарены, уже не дадут всходов, так и чистые васаны не принесут перерождений.
Васаны, которые были созданы в ваших прошлых жизнях, копятся за вас и перейдут и в будущие перерождения. Если чистые васаны прилепятся к вам, вы легко достигнете знания о Я (брахма-джняны) и через Знание — Освобождения (мокши). Если нечистые васаны прицепятся к вам, вы будете испытывать страдания, скорбь и будете снова перерождаться в этом мире.
Есть три типа нечистых васан: мирские (лока-васана), писаний (шастра-васана) и телесные (деха-васана). Желание величия и славы, уважения и почета, власти и положения — это лока-васана, то есть васана, которая принадлежит миру. Желание стать прославленным пандитом и вступать в словопрения с другими, чтобы переспорить их и добиться победы (виджайя), — это шастра-васана, т. е. васана, которая относится к шастрам. Желание иметь прекрасное телосложение, здоровое сильное тело, красивое лицо, желание продлить свою жизнь употреблением различных снадобий — кайя-кальпы, желание стать упитанным, отдавая предпочтение маслу и другим продуктам, — это деха-васаны, т. е. васаны, которые относятся к телу. Все это нечистые васаны, которые приковывают человека к сансаре и возвращают его, снова и снова, к земному существованию.
Если вы раб могущественной васаны и если вы жертва очень сильной васаны, то вашей участью будет участь раба и жертвы, и никакая другая. Это нерушимый закон природы.
Дерево-ум вырастает из двух семян. Одно из них — васана, другое — колебание праны. Семя вырастает в большое дерево, а дерево снова дает семена. И точно так же вибрации праны возникают из-за васаны, а васана управляет движением праны. Пропадает хотя бы одно из них — в скором времени пропадут и оба.
Нечистые васаны связаны с эгоизмом. Их природа — глубочайшая аджняна (неведение). Если человек находится в рабстве у васан — это невежественный человек. Он очень слаб. Он может восстановить свою утраченную божественность и развить неодолимую и чистую волю, если уничтожит васаны. Тот, кто сжег дотла аджняну и вместе с ней и нечистые васаны, никогда более не будет испытывать страданий или несчастья. Он всегда будет наслаждаться Блаженством Вечного.» [5]
Васаны становятся плотными, или грубыми, из-за повторений чувственных удовольствий, они становятся с каждым разом все сильней при попустительстве чувственным влечениям. Чем сильнее васаны, тем сильней самообман и одержимость. Те, кто во власти заблуждения и в подчинении у васан, совершают нечистые деяния. Они становятся эгоистичными, агрессивными и надменными. Они живут во зле и творят зло. Чувственные удовольствия для них — единственное мерило и единственная цель жизни.
Сильнее всех остальных васан - сексуальные васаны. Следовательно, начинать нужно с направления всех усилий на подчинение сексуальных васан.
Чрезмерная увлеченность любым занятием или предметом - это тоже разновидность нечистой васаны. Это разновидность шастра-васаны.
                                  
 
 
                                                                                                                                    Самскары
Самскары – это ментальные следы, отпечатки, воспоминания, движущие силы внутри ума, которые определяют самоидентификацию человека. Именно самскары и являются кармой. Место их – в подсознании. Проявление – при сочетании внешних воздействий на ум. Иногда источником самскар могут быть биджи. Это сознательное и бессознательное содержание ментального опыта, ушедшее в "хранилище" памяти (смрити) и сохраняемое там в качестве "следов", "отпечатков".
Самскары с помощью практики йоги можно произвольно трансформировать менять или стирать. Если, погрузившись в глубины читты, персональное хранилище астральных хроник, изменить накопленные впечатления, то изменится судьба: как прошлое, так и будущее
Если ментальную деятельность рассматривать как "колебания" (вритти) ума - читты йогов, то самскары — это "застывшие колебания". В самскарах аккумулируется весь ментальный опыт и этот опыт при соответствующих условиях порождает воспоминания, смешивающиеся с данными нового актуального опыта. В качестве бессознательных следов самскары сопутствуют любой психической деятельности, "содействуя" ей и в значительной мере определяя ее дальнейший ход. Деятельность самскар приводит к тому, что индивид видит мир в рамках определенных ментальных конструкций, "собранных" с учетом самскар.
С кармической точки зрения самскары могут оцениваться в качестве положительных или негативных. Последние усугубляют привязанность индивида к неудовлетворительным формам существования, а первые - освобождают от них. Некоторые практики йоги направлены на выработку положительных самскар.
 
 
                                                         Вритти

Вритти –
это такие мыслеволны, волнения ума, иногда трудно уловимые, которые все время возникают в океане читты, на поверхном сознании. Вритти возникают из-за самскар и вассан и в результате внешних воздействий. Ум изменяется и принимает различные состояния. Эти видоизменения, или модификации, и представляют собой вритти. Затем воображение (Калпана) преобразует вритти в желание (Ичха). Желание становится побуждением (Тришна). Затем человек вынужден совершать действие (Чешта) для исполнения желания. Действие порождает самскару. Когда ум снова и снова улавливает и отмечает одно и то же вритти, так же образуется самскара. Таким образом, цикл повторяется.
 Например, если мы постоянно размышляем о своем возлюбленном, его образ в конце концов будет самопроизвольно проявляеться в нашем уме. Поэтому следует быть довольно осмотрительным в выборе образов, звуков, мыслей и других объектов, наполняющих жизнь, поскольку могут образоваться вритти, идущие вразрез с Путем йога. Даже самые глубоко затаенные вритти в один прекрасный день могут всплыть на поверхность сознания. Существует даже путь сведения к минимуму всех материальных впечатлений (нивритти-марга).
Приверженцы пути правритти (карми), напротив, без конца наполняют свои умы всевозможными материальными вритти. В этом случае йога не является средством освобождения ото всех вритти. Создаются духовные самскары, следуя бхакти-марге, пути бхакти, заключающемуся в задействовании всего в служении Господу. Новые самскары (впечатления) записываются, стирая старые, по  ананлогии с файлами, записанными на диск компьютера. 

 Сансара, Майя, Эго, Матрица – тождественные понятия.
Путь Освобождения
 
 
Социальная жизнь устроена так, что способствует укреплению связей эго с внешним миром.  Человек окружен людьми, которые, как правило, живут, думают и чувствуют примерно одинаково. Подражая им во всем, индивид приобретает схожее отношение к внешнему миру, что делает его существование более легким, комфортным. При этом он лишается возможности увидеть истинное положение вещей и находится как бы во сне, в котором свои грезы наяву он и считает реальностью. В большей степени оказываются неверными знания, цели, мораль, самооценка, представления о добре и зле и т. д. Более того, человека с рождения учат иметь эго. Не без основания существует некая подсознательная установка, что чем больше эго, тем успешнее человек будет адаптирован в Матрицу в зрелом возрасте. Поэтому самым важным в жизни, по мнению всех воспитателей, является хорошая учеба, хорошие (полезные) друзья и знакомые.
Обычно человек, порицая других, потворствует своим слабостям. Не замечая собственного ничтожества, будучи наполненным всяческими страхами и суевериями, он всегда остается высокого о себе мнения. Мышление такого человека прибегает к множеству уловок, чтобы найти всему этому оправдание.

 

 
                                                                              Рис.2.
Современная Сансара – Матрица все чаще воздействует на наше позсознание минуя поверхностное сознание (Рис. 2.). В резудьтате чего человек пассивно воспринимает практически любую информацию не задумываясь о том, как она может повлиять на его жизнь. Получая информацию, человек может на подсознательном уровне ее осознать. Такая информация превращается в самскару, которая в дальнейшем будет определять поведение такого человека в конкретной ситуации. Это позволяет манипулировать массовым сознанием.

                                        

                                                        Рис. 3

Так каким же способом можно избавиться от Матрицы – Сансары? У обычного человека эго, то есть его самоосознавание, практически полностью находится на уровне поверхностного сознания рис.3. Поэтому любые внешние воздействия оказывают на него свое воздействие: бхаваны порождают вритти, вритти вступают во возаимодействие с васанами, что в конечном счете приводит к действиям тела и ума. Так, например, ум может выносить оценку событию, которое породило бхавану. В результате таких действий или умственных выводов создаются новые самскары.                                     
Для достижения Освобождения нужно научиться не порождать новые самскары. С этой целью практикующий должен стремиться поместить около 100% самоосознавания на уровень Будхи. В этом случае эго в обычном его понимании исчезает и внешние воздействия не в состоянии породить вритти.
«Сознание джняни находится в точке вне понятий, за пределами мыслей и концепций ума.
Эта точка недосягаема для мысли, и он утвердился в ней как свидетель ума (сакши), его отрешенный и безмолвный наблюдатель (драшта). По мере пребывания в состоянии свидетельствующего наблюдателя, сознание джняни открывает собственный Исток, светоносную природу Я, не имеющее границ пространство и растворяется в нем, как соляная кукла растворяется в океане» [7, гл.10]. 
При этом появление мыслей, их игра и самоосвобождение происходят непрерывно. Появившиеся мысли порождают легкую вибрацию на поверхности Будхи - Основы и тут же исчезают.
Навыки по устранению самоосознавания из поверхностной части ума имеет в той или иной степени любой человек. В большей степени такие навыки имеет конечно верующий. При возникновении ситуаций, в которых матрица требует поведения, которое противоречит Вере, сознание верующего находится, как иногда говорят «ни уровне внутреннего наблюдателя» и воздействие матрицы на ум не происходит. Однако такой опыт не носит глобального характера. 
Другим вариантом является использование прямых методов работы с самскарами с целью во первых – очистить существующие самскары и, во вторых, недопустить формирование новых.
 
 
Перечислим наиболее известные методы усмирения ума.
1.                 Укрепление Веры. Вера должна быть важнее концепций.
2.                 Формирование положительных самскар, связанных с созданием бхавы, и замещение ими негативных самскар: участие в различных церемониях и ритуалах поклонения Богу, Гуру; в ритуалах очищения пищи и пространства; в пении мантр и бхаджанов и др.
3.                 Формирование самскар, влияющих на мировоззрение: «Мир это мое тело», « Я это целый Мир», «все страдания мои», «все радости мои!», «Мир это Любовь», «Я и Бог это одно» и др. с целью замещения противоположных существующих самскар как то «Я это мое тело» и др.
«Ум есть создатель всех фантазий, идей и, соответственно, беспокойств. Поупражняйся в контроле над умом, когда маленькая рябь беспокойства пройдет по его поверхности. Сядь спокойно и наблюдай внимательно за блужданиями ума. Выявляй его обычные склонности и мысли» [8].
4.                 Уничтожение васан с помощью
- Атма-Вичары – медитация на Я;
«Скрытые склонности ума устраняются только в той степени, в какой он (ум) пребывает в сокровенном «Я». Именно таким постоянным пребыванием в «Я», ум йогина разрушается. И с разрушением ума направленные во вне наклонности сердца, не относящиеся к «я», полностью искореняются». [9]
- аналитические медитации (на непостоянство, на драгоценное человеческое рождение, «Я-Атман, бессмертная душа», на будущие жизни и заработанные самскары в этой жизни и др), Шамбхави-мудра;
- пранаямы и пратьяхары (важна регулярная практика с днонаправленным сознанием);
- непрерывных практик, таких как джапа, наблюдение за действиями тела и др.
- выполнение санкальпы «Все есть сон, Мир нереален».
5.                 Постоянное созерцание. Брахма-Вичара.
6.                 Самйога – это йога равновесия. Практики «Единого вкуса», «Божественной гордости» и «Чистого видения».
7.                 Гуру-йога.
8.                 Карма-йога, участие в бескорыстном служении, смирение и послушание.
9.                 Прапатти – йога. Йогин отказывается от своей воли. Все совершается по велению Бога.
10.            Посвящение, подношение заслуг – воспитание чувства, когда счастье других важнее даже своих успехов в практике.
11.            Практика самоосвобождения. Воспитание чувства, что жизнь складывается наилучшим образом.
12.            Замещение маленького страдания большой радостью.
13.             Анализ взаимоотношений под микроскопом: ставить себя на место другого, благодарить всех и за все, учиться видеть достоинства в других и не анализировать недостатки, помнить доброе и не помнить злое, искать проблемы в себе.
14.             Относиться к мыслям как «все мысли от Бога», наблюдать за ними и найти их источник.
15.             Сосредоточить весь мыслительный процесс на мыслях о Боге, любви и поклонении Богу. По крайней мере, стремиться сделать мыслительный поцесс максимально нематериальным. Видеть в материальном проявление Бога.
 
Принципы усмирения ума:
будь всем доволен;
служи другим больше, чем себе;
люби всех одинаково;
никогда не обижайся;
больше отдавай, а требуй меньше, проси меньше;
радуйся всему, как милости Бога;
не ищи врагов снаружи.
Четыре признака укрощения ума:
 вы счастливы в любом месте;
спокойное отношение к еде;
вам все равно, как одеваться;
кем бы вы ни были, вы счастливы.
 
 
  
 
 
 
 
 
 
Четкое представление о том, что есть наш ум, как строятся мыслительные процессы и возникают бесчисленные привязки к Матрице – Сансаре, позволяет нам выработать стратегию Пути. Эта стратегия заключается в постоянном стремлении увести ум – эго из периферийного или поверхностного сознания внутрь, на уровень будхи или на уровень внутреннего наблюдателя.
Память об этом позволит нам правильно строить любые практики. Например, делая асаны и пранаямы мы должны центр внимания перемещать на начальных этапах на внутренние процессы в теле, учиться ощущать движение энергии. На более продвинутых этапах следует просто оставаться в присутствии, не захватываясь воздействиями внешнего мира.
Напротив, когда мы действуем эгоистично, мы постоянно создаем сами себе препятствия в духовной практике. Наши мысли воплощают наши эгоистичные намерения. Эти эгоистичные намерения создают такие тоннели реальности, в которые мы неосознанно сами себя смещаем. Это определенное видение.
«Те, в ком нет чувства эго («я») и сопутствующих тенденций, не испытывают ни желаний, ни страха. Они непобедимы. Тот, кто связан своим чувством собственной важности («я») и ограничениями собственного разума, даже если это великий человек или человек больших знаний, может быть играючи побежден даже ребенком» [1. гл.4.2].
В конечном счете, любая правильно построенная практика, с учетом выше представленных особенностей ума, будет практикующего вести к достижению Плода практики.
Более того, основой Лайя-йоги является принцип растворения. Растворения собственного эго, взятие его под полный контроль на основе поддержания постоянного созерцания не только во время практики, но и во время повседневной деятельности, направленной на поддержание нашей жизнедеятельности, распространения Дхармы и др.
Таким образом, усмирение ума можно рассматривать как: контроль ума - осознание в себе Бога - испытание в себе Высшего счастья - непоколебимость относительно Истины – преход в Мир Джняни .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Литература
 
1. Йога Васиштха.
2. Дататрея. Трипура Рахасья.
3. Шри Рамана Махарши. 40 стихов о реальности.
4. Шанкара. Вивека Чудамани
5. Свами Шивананда. Джняна йога
6. Виджай Р. Субраманьям. Эллам Ондре
7. Свами Вишну Дев. Вселенная Джняни
8. Свами Шивананда. Упанишады есть дыхание вечности.
9. Шри Шанкарачарья Вивекачудамани
10. Лекции Свами Вишнудевананда Гири
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      
 


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи