FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Махаяна

Главная    |   Махаяна



Махаяна


Махаяна (санскр. महयान, «великая колесница») - Великая (Большая) колесница буддийского пути, где буддисты решают достичь Пробуждения во благо всех живых существ.
 
В Махаяне идеалом «постигшего истину» становится бодхисаттва - человек, достигший состояния нирваны, но решивший остаться в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь в достижении спасения всем живым существам.
 
Сутры Махаяны
Самые ранние письменные свидетельства о Махаяне происходят от трех сутр появившихся в начале нашей эры: "Сутра Лотоса благого Закона" (Сад-дхарма-пундарика-сутра), "Сутра видения Чистой Земли" (Сукхавати-вьюха-сутра) и "Сутра Совершенной Мудрости" (Праджня-парамита-сутра). 


Махаяна
В "Сутре Лотоса" говорится о единстве трех путей спасения, которые называл Будда: пути ученичества и обретения состояния архата (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все эти три пути провозглашаются одним путем просветления (буддхаяна), поскольку просветление является их общей целью. Будда представлен в "Сутре Лотоса" как божественное существо, которое не связано ни временем, ни пространством. Он окружен мудрецами, архатами, божествами и бодхисаттвами. Именно в этой сутре излагается учение о "космическом теле" Будды и путь бодхисаттвы ставится выше пути архата. Каждый, кто проповедует и слушает "Сутру Лотоса", обретает множество заслуг. По учению ряда школ махаяны, "Сутра Лотоса" не просто излагает истину, но и сама является главным объектом поклонения.

"Сутра видения Чистой Земли" перечисляет обеты бодхисаттвы, данные монахом Дхармакарой, и описывает Чистую Землю (Сукхавати) - рай, который создал Дхармакара после многих тысяч лет своего подвижничества. Дхармакара стал прообразом Будды Амитабхи ("Будды беспредельного света"), культ которого возник в традиции махаяны и затем получил очень широкое распространение. Согласно этой сутре, рай Сукхавати расположен в западной части космической сферы на расстоянии мириадов миров. В Сукхавати прекрасный климат и дворцы из золота, серебра и драгоценных камней, в которых обитают бодхисаттвы, достигающие здесь нирваны. Достичь этого рая можно благодаря добродетельной жизни, благим деяниям и медитации, объектом которой является Будда Амитабха, или даже путем простого повторения имени Амитабхи с искренней верой в его могущество.

"Сутра Совершенной Мудрости" излагает высшую мудрость Будды, мудрость совершенных бодхисаттв и трансцедентных будд. В ней говорится о том, что человеческого "я" не существует, что личность человека, представляющая собой лишь совокупность на миг возникающих и исчезающих энергий и процессов, "пуста" (шунья) - т.е. лишена неизменного "я" и постоянной сущности. Это же можно сказать и обо всем материальном мире: он находится в постоянном процессе становления и потому лишен неизменного ядра. Бодхисаттвы стремятся постичь "пустотность" (шуньята) человеческой личности и мира и "растворить" личность, отделяющую и отчуджающую их от потока жизни. "Растворить" личность означает стереть различия, разделяющие людей и все, что вызывает страдания. Это также означает находиться в единении с каждым моментом потока жизни так, как он происходит, и потому переживать глубинное единство жизни, блаженство "одинаковости".
 
В распространении учения махаяны, в его толковании и передаче большую роль играли отдельные наставники. Наиболее выдающимися из ранних учителей махаяны были Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.). Нагарджуна основал школу Мадхъямика ("Срединное учение"), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара ("Практика йоги"). Важную роль играют тексты философского содержания: Праджнапарамита-сутры, Мадхьямика-карика Нагарджуны. Все учения в махаяне опираются на палийский канон. Учителя Махаяны признают, что для адепта всегда сначала идёт принятие Прибежища, которое соответствует Хинаяне. Затем пробуждается Просветлённый Настрой, что относится к Махаяне. 


Махаяна


Распространение Махаяны
Расцвет махаяны произошел в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры. Из Индии махаяна распространилась в северные страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири, получив название «Северного буддизма»
 
В 5 веке н.э Махаяна дала основание ряду других известных учений, таких как (в Китае – Чань), даосизм в Китае, синтоизм в Японии и  направление буддизма, аналогичное индуистскому тантризму.  Ваджраяна распространилась в Тибете, Китае, Непале, Японии. Позднее от Ваджраяны отделился Тибетский ламаизм.
 
Вторая по популярности - школа Чань. Китайское слово "чань" восходит к санскритскому "дхьяна" - медитация. Такое название эта школа получила потому, что ежедневная медитация, продолжающаяся по нескольку часов подряд, была основой ее практики. Основателем школы Чань был индийский монах Бодхидхарма (кит. Дамо), который прибыл в Китай в конце VI века и основал в провинции Хэнань монастырь Шаолинь. В монастыре Шаолинь сложилась знаменитая школа воинских искусств Кун-фу. Особенностью школы Чань было то, что ее последователи не признавали авторитета священных текстов, а утверждали, что истина должна передаваться "от сердца к сердцу".
 
Численность приверженцев Махаяны на конец XX века по разным оценкам от 140 до 600(Википедиа) миллионов человек в зависимости от учета или не учета тех или иных учений, в основе которых лежит Махаяна.
 
Учение Махаяны
Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, который включает Сутру и Тантру.
 
Махаяна является развитием основных концепций хинаяны. Центральная идея махаяны – совершенное отрицание реальности проявленного бытия: не только «Я» и мира, но и элементов - дхарм, из которых они образуются. Существует Вселенная, понятая как целое, где ничего не возникает и не исчезает.
 
В махаяне (по сравнению с хинаяной) снижено влияние закона кармы на человека, так как ему противостоит помощь многочисленных бодхисаттв. Помощь бодхисаттв может восполнить недостатки человека, отрицательно влияющие на его карму. Это дает возможность человеку достичь просветления, не будучи монахом и ведя обычную жизнь.
 
Согласно учению Будды, человек воспринимает мир как комбинацию вспышек дхарм, неразличимых сознанием на обычном уровне. Путем созерцания адепт приходит к просветлению, видит истинную реальность и постигает сущностное единство мира. Сознание воспринимает самое себя как чистое сознание. Сохраняется только это осознавание.  
 
Название "махаяна" было дано этому направлению самими монахами в ходе диспутов о вероучении с последователями ортодоксальной школы тхеравада, которую в своих полемических трактатах представители нового направления буддизма стали пренебрежительно называть "хинаяна" ("малая колесница").

Различные интерпретации образа Будды и основных положений его учения возникали уже в первые века существования буддизма, но до начала II века н.э. идеи отдельных школ практически не оказывали влияния на его развитие. Во II веке начинают появляться новые  сутры, претендовавшие на то, что именно в них содержится "высшее" учение Будды, которое долго хранилось в тайне, но теперь открыто вновь. Это привело к проведению резкой грани в области вероучения и к разделению всех буддийских монахов на приверженцев либо традиции махаяны, либо традиции тхеравады.

Монахи-тхеравадины утверждали, что высшей целью монашеской жизни является достижение состояния архата. Архатом называется тот, кто достиг высшего блаженства - нирваны, т.е. искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения и уже не испытает новых перерождений по окончании нынешней жизни. Для того чтобы стать архатом, необходимо вступить в монашескую общину и строго соблюдать монашескую дисциплину. Даже тот мирянин, который почитает "три драгоценности" - Будду, его учение (дхарму) и монашескую общину (сангху), ведет добродетельную жизнь и накапливает тем самым духовные заслуги, все равно должен вновь родиться в мире людей, чтобы вступить на путь монашеской жизни. Таким образом, согласно учению тхеравады, отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину является обязательным условием на пути к освобождению от страданий и достижению нирваны. Последователи тхеравады также считали, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакьямуни, который не только был архатом, но и обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на путь, ведущий к нирване.

Приверженцы махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую в равной степени и для мирян - обретение состояния Будды. При этом они осуждали стремление тхеравадинов к состоянию архата, называли его эгоистичным и утверждали, что полное освобождение от страданий возможно только при обретении качеств бодхисаттвы (санскр. "существо, стремящееся к просветлению"). Бодхисаттвы предаются подвижничеству и на монашеском пути, и на пути мирянина, но не для самих себя, а ради спасения других. Они отрицают стремление к личной выгоде и отказываются от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради освобождения всех живых существ от страданий. 

И если по учению тхеравады путь бодхисаттвы прошли только будды прошлых мировых периодов, Будда нынешнего периода Шакьямуни и Будда Грядущего Майтрея, то махаяна развивает концепцию о "множественности бодхисаттв", согласно которой бодхисаттвой может стать любой человек, поставивший цель выявить в себе Будду. Для этого требуется упорный труд и прохождение необходимых ступеней подготовки. 

В результате бодхисаттва приходит к постижению истинной сущности бытия и к высшему состраданию ко всем живым существам. Являя собой то, что считается двумя столпами махаяны - высшую, трансцедентную мудрость (праджня) и сострадание к миру (каруна), бодхисаттва приобретает способность освобождать остальных людей и мир, в котором они живут, от всех зол. При этом идеал бодхисаттвы как бы "открывается" человеку с двух сторон: тот, кто уже готов, может приступить к подвижничеству на пути бодхисаттвы, а тот, кто еще не готов, может обратиться за помощью к могуществу бодхисаттвы и получить его покровительство.

В иерархическом плане махаяна выделяет в учении Будды шесть уровней, или парамит (духовных совершенств): 1) «дана» (бескорыстная помощь),2) «шила» (высоконравственный образ жизни),3) «кшанти» (терпимость),4) «вирья» (решимость),5) «дхьяна» (видение),6) «шуньята», или «праджня» (исчезновение дхарм бытия, или мудрость). Это ступени, которые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы.

По мере расширения доктринальной части буддийского учения, в махаяне происходит усложнение культовых и обрядовых элементов, в результате чего сложился многоступенчатый и разветвленный пантеон божеств, ставший впоследствии единым для всех направлений буддизма и всех стран буддийского мира.
 
Превращение Махаяны в религию
Махаянисты завершили превращение Буддизма из философии в религию. Буддизм Тхеравады утверждает, что Будда - это историческое лицо, которое после смерти перестал существовать. Однако среди буддистов были сильные тенденции к тому, чтобы почитать Будду как своего рода Бога, эти тенденции начались еще в ранний период жизни Будды. Махаянисты развили теологию Будды, называемой доктриной "Трех Тел", или Трикая. 

Будда не был человеком, как это утверждалось в буддизме Тхеравады, но был проявлением духовного существа. У этого существа - три тела. Когда он пришел на землю в форме Сиддхартхи Гаутамы, он принял форму Магического превращения (нирманакая). Это тело было эманацией Тела Благословения (Самбхогакая), которое живет на небесах в форме бога, управляющего вселенной.
 
Кроме того, в махаяне большое значение приобрела культовая сторона и яркая обрядность. Эти факторы резко повышали возможности нового буддизма влиять на различные слои населения, что и предопределило превращение в мировую религию именно буддизма махаяны.
 
 Махаяна
 
Почитаемые божества
Будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Характерные качества Будды - всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обличьях. Наиболее почитаемыми буддами считаются Гаутама Шакьямуни (будда нынешних времен) и пять будд созерцания (дхьяни-будд), объемлющих всю Вселенную: Вайрочана (центр мироздания), Акшобхья (восток), Ратнасамбхава (юг), Амитабха (запад), Амогасиддхи (север). Особо выделяются будда-целитель Бхайшаджьягуру и будда Грядущего мирового периода Майтрея.

Бодхисаттвы - существа, вставшие на путь будды и достигшие просветления, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения ради спасения всех живых существ. Бодхисаттва обладает шестью духовными совершенствами (парамитами): щедростью, нравственностью, мужественностью, терпеливостью, мудростью и способностью к созерцанию. С помощью этих совершенств бодхисаттва обретает совершенную мудрость и состояние сострадания ко всем живым существам.
 
Архаты - праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики будды Шакьямуни) и пратьека-будды ("будды для самих себя") - мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей.

Идамы - "боги, связанные обетом". Это персональные боги-покровители буддийских школ и каждого верующего, принявшего обет верности учению буддизма.

Дакини ("воздушные путешественницы"). Дакини являются хранительницами священных сутр и помогают посвященным постичь их тайный смысл. Дакини свободно перемещаются в небесном пространстве, повелевают демонами и могут показываться тем, кто ищет их помощи или вызывает заклинаниями.

Дхармапалы - грозные "защитники Закона". В священных текстах упоминается различное количество этих божеств. К ним относятся Хеваджра, Калачакра, Ваджрапани, Ямантака (Ваджрабхайрава), Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Вайшравана, Брахма и Шри-Дэви. (В Тибете богиня Шри-Дэви (тиб. Лхамо) считается покровительницей столицы - Лхасы и пользуется особым почитанием).

Божества добуддийских культов - верховные индийские боги Брахма, Шива и Вишну - как воплощение Будды Шакьямуни; японская богиня Солнца Аматэрасу - как воплощение Будды Вайрочаны; китайская богиня плодородия и материнства Гуань-инь - как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Покровители гор, рек и родников, деревьев, камней, населенных пунктов и т.д. Из божеств этого ранга особо почитаются хозяин вод Лус, небесная птица Гаруда, вечно враждующая со змеями (нага), а также хранители четырех сторон света.



Средняя оценка: 4.04, проголосовало: 25
1 2 3 4 5   


Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи