FAIL (the browser should render some flash content, not this).
Вера йога
Гуру-йога
Риши, сидхи и мастера йоги
Божественные существа
Ведические боги
Йога: духовные опыты
просветление
События
В Дхарма-центрах
В Дивья-Локе
Международные связи
Ведическое поселение
Россия 2045
Кумбха Мела
Радио Голос Беспредельного
Ведические арии - перепись!
Что такое...
Медитация
Кундалини
Асаны
Санатана Дхарма
подписка на новости
 
translate
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Статьи о йоге

Главная   |   Статьи    |   Чистое Видение или Божественное зрение как постоянная практика

Статьи о йоге, обмене опытом по используемым практикам, Учению можно разместить через личный кабинет после регистрации и одобрения администратором.



Чистое видение как постоянная практика в йоге

Введение

 
Что есть истина? То, что все это – ничто иное, как единое бесконечное сознание, и что нет ничего кроме этого. Все, что видимо и все, что не видимо, все это является бесконечным сознанием – это должен понять мудрый, видение этого очищает. Замутненное видение видит мир, чистое видение видит бесконечное сознание, и это само по себе освобождение. [1, гл. 5.9]

         В традиции Лайя-йоги чистое видение это одно из базовых понятий Учения, позволяющее понять, что такое недвойственность. В то же время это и практика одновременно. Только при условии, что ученик твердо понял, что такое чистое видение и принял обязательство быть непрерывно в чистом видении, его Путь в практике будет успешным. Однако, благодаря своей глубине, чистое видение может рассматриваться как самодостаточная постоянная практика.


В состоянии неведения обычному человеку в большей степени присуще «нечистое видение» из-за кармических предрасположенностей. Такой человек всегда разделяет на плохое и хорошее, осуждает и оправдывает, желает и не желает, ненавидит, ревнует, завидует и тд. Ему бывает сложно объяснить, что такое чистое видение. В то же время большинство людей помощью различающей мудрости, именуемой еще как совесть, всегда могут обнаружить, что является правильным и чистым, и могут опираться на это. 


Наш проявленный мир, Вселенная, каждым существом интерпретируется в соответствии с его кармическим наследием в этой и прошлой жизнях, существующими условиями и особым настроем (бхавой). Не нужно особо объяснять, что у преуспевающего банкира и безработного, 5 летнего ребенка и человека преклонного возраста будут различные видения одного и того же мира. Более того, у одного и того же человека в течение дня взгляд на мир может меняться. 


Скажем, взгляд на мир во сне отличается от взгляда на мир в бодрствовании. Взгляд на мир при выполнении ответственной работы, как правило, отличается от взгляда на мир во время молитвы или выполнения других обрядов. При этом, как показывает опыт просветленных учителей, ученик, при определенных условиях, может сформировать и удерживать особый взгляд на мир - чистое видение, присущий богам и джняни, вне зависимости от времени, места или других условий. 
Чистое видение означает восприятие реальности "так как есть". В мирах богов и джняни нечистое видение отсутствует, а существует отношение ко всем событиям, обстоятельствам, существам как к божественному проявлению. Видеть красоту, утонченность, эстетику божественность, сияние единого Источника, его тонкую, творческую энергию во всем – вот что такое чистое видение.


Чистое видение и эго – несовместимые понятия. Невозможно обладать чистым видением и одновременно иметь эго. И напротив, если практикующий не может относиться к тем или иным проявлениям этого мира с чистым видением, то именно эта часть его эго обуславливает такое нечистое отношение.

         Далее понятие «чистое видение» используется и как правильное воззрение, то есть взгляд ученика на себя, свой внутренний мир и внешний мир в соответствии с Учением, и как практика, определяющая конкретные действия и мысли ученика после внешнего воздействия. В каком именно смысле понятие «чистое видение» используется всегда ясно из контекста.

 

Источник чистого видения

 
 
В Адвайте, основе Лайя-йоги, на уровне воззрения существуют три основные точки зрения на видение.
Баддха-дришти - уровень Сутры или точка зрения устранения. 

«Я» есть Абсолют. Проявленный мир следует игнорировать. Брахман чист, вечен и незапятнан, а тело – это не то, значит, от него надо отрешиться. Его можно даже умерщвлять или истязать, чтобы реализовать Брахман. Все видимое: дома и горы, люди и звезды – все это проявленная вселенная, непостоянная и подверженная разрушению. Абсолютная же реальность вечна и неизменна, поэтому имя и форму надо отвергнуть. Все, что имеет имя, форму, ведет к страданиям, потому что оно непостоянно. Абсолютная Истина чиста, вечна и незапятнана. Сознание практикующего в идеале полностью поглощено Абсолютом. 

Практиковать чистое видение на уровне Сутры означает воспринимать действия, ситуации, обстоятельства как практику, как волю Бога, как помощь -благословение, даршан, проявление сострадательного резонанса в относительном измерении.
 
Нитхья-дришти (майя-вада) – уровень Тантры или точка зрения иллюзии. 
«Я есть Абсолют», а все видимое – это магическое шоу. Оно абсолютно, но является проявлением неведения, майи или иллюзии, подобной сновидению. Все, что видимо, также абсолютно, но душа очаровывается этим. На самом деле, все видимое не существует, а является сном, подобным миражу, который душа не распознает, если она не реализовала Брахмана. 

По сути, Учения тантры это возврат в изначально чистое видение. Утвердившись однажды, нельзя отделяться от чистого видения. Внешний мир чист, все живые существа — это божества, даже кошки, собаки и свиньи, хотя выглядят нечистыми существами, все же обладают сияющей просветленной природой.
На уровне Тантры чистое видение это преображение, трансформация, метод введения противоядия и переключение намеренным управлением уровня восприятия, сдвиг кармического видения посредством усилия.

«Чистое видение» – это сакральный фундаментальный принцип всех тантрических учений. 
Практиковать чистое видение на уровне Тантры означает пытаться обрести сакральное восприятие мира, представляя, будто мир вокруг – это мандала, священное, божественное пространство, люди – божества, играющие в этом пространстве, звуки – мантры или священные песнопения, дома – божественные дворцы, а все ситуации – игры Единого Духа. В чистом видении ученик не только себя и своего Учителя представляет божеством, но и других, включая даже неодушевленные предметы, такие как дома, деревья, камни, облака. 

Правилапа-дришти – уровень Ануттара-тантры или точка зрения растворения причины в следствии. 
Все видимое и все внутреннее есть «Я». «Я» – это Брахман, «Я» есть Абсолют. Все абсолютно: абсолютно внутри, абсолютно вовне. Все, что проявляется, абсолютно непостижимо, чисто и незапятнанно, едино с Умом. Все есть То. «Ити-ити»: и то, и то – Брахман, нечего ни принимать, ни отвергать, ни страшиться, ни рассматривать как иллюзию. 
Так как Брахман по своей природе чист и незапятнан, то и практикующий, принимая  любую точку зрения, должен стремиться быть чистым и незапятнанным. Именно к такому состоянию через отказ от эго и его проявлений ведут практики Сутры и Тантры.
Взгляд «ити-ити», являющийся основным для линии Лайя-йоги, так же означает видеть все божественным, священным, святым, абсолютным. Внутри, в теле йогина все свято, чисто и абсолютно. В уме йогина все свято, чисто и абсолютно. Воспринимаемый органами чувств йогина внешний мир от атома до галактики свят, чист и  является по своей сути проявлением Абсолюта.
Практиковать чистое видение на уровне Ануттара-тантры означает тотальное отпускание и оставление всего как есть, когда кто поклоняется, объект поклонения и само поклонение становятся одним вкусом и одним, если так можно выразиться, внеконцептуальным понятием в сознании.

Таким образом, источник чистого видения - исконное состояние Абсолюта, переживаемое, как океан спокойствия и блаженства, подобного небесному пространству и пребывающему запредельно всему вне зависимости от точки зрения на видение, принимаемой в Адвайте.
 


Гуру-йога и чистое видение
 

 
Кто хочет достичь самопознания (истины), тот должен прежде всего искать Гуру – воплощение высшей божественной реальности, который полон милосердия, мудрости и сознания Вечного [3, с.2].

 Для обычного человека, пребывающего в сансаре – матрице, свойственно его индивидуальное мировосприятие или кармическое видение. Такое мировосприятие не является застывшим и неизменным. Напротив, оно изменчиво и, резонируя, откликается как на изменения в матрице, так и на другие тонкие воздействия и проявляется в соответствии с ними. Эта потенциальная способность к изменениям и является потенциальной заложенной в нас способностью стать Просветленными.
В самом начале ученик принимает Символ Веры.

«14. Верю в чистое видение, в то, что все явления во Вселенной чисты, спонтанно совершенны в своей основе и есть ничто иное, как игра энергий божеств в мандале Абсолюта – Парабрахмана.»


То есть принимая Учение, основы которого перечислены в Символе Веры, практикующий принимает и чистое видение, по сути, глубоко не вникая что же это такое. И вот в этом случае Гуру-йога оказывается незаменимой.
Гуру-йога является одним из основополагающих принципов духовного обучения в Лайя-йоге, основанном на установлении особых священных взаимоотношений между Гуру и учеником. Согласно утверждениям множества священных текстов, считается, что «нет никого величественней Гуру во всех трех мирах. Это он дарует божественные знания».

Принимая Прибежище, ученик принимает на себя обязательство смотреть на Учителя исходя из чистого видения, считая его Абсолютом. Таким образом, в океане сансары формируется первый маленький золотой островок чистого видения – чистого видения Гуру как проводника Воли Абсолюта. Ученик не ищет недостатки в Учителе, а рассматривает его как единство всех святых и Учителей, как проявление божественного принципа, в «чистом видении». Другими словами чистое видение по отношении к Гуру должно быть не следствием каких-то необычных качеств или достоинств Учителя, а только следствием того, что ученик избрал его своим Гуру, а Гуру принял его как ученика.

«Ученик пытается увидеть мир, как поле игры Беспредельного, всех существ – как его чистые излучения жителями неба, все звуки – как песни Беспредельного, а все события, случающиеся с ним, как касание и знаки Духа. Он видит Мастера сотканным из узоров света, как величественное воплощение Духа, Путь и метод – как проявление искусности Духа, спутников – как чистых божественных воинов Духа. Когда он видит так, его представление о себе тоже меняется.» [4, гл. 53].

В начале Гуру-йога внешняя и преимущественно ориентирована на внешнего Учителя, его самое малое внешнее проявление. Более глобальное, тайное и непостижимое Его проявление открывается с углублением и ростом естественного созерцания.
 
Какая польза от столь долгих занятий сотнями различных пранаям, сложных для исполнения и вызывающих недуги, к чему выполнять множество болезненных йогических упражнений, которыми трудно овладеть? Постоянно служи только одному Гуру для достижения этого непринуждённого и естественного состояния. Когда оно достигнуто, всемогущая прана немедленно уравновесится сама собой. [5, шл. 53].
 
Цель Гуру - помочь трансформации ученика. Если ученик искренне принимает Символ Веры и Прибежище, открывается непосредственный канал связи с Гуру вне зависимости от того, есть ли возможность непосредственного общения или нет.  Трансформация будет неизбежно происходить и золотой остров чистого видения будет расти в размерах. Настоящий ученик перестает страшиться такой трансформации, зная, что пути назад нет. 

При необходимости Гуру может проверить обладает ли ученик необходимыми качествами. Он может странно повести себя, притворившись обычным человеком, поставить ученика в неловкую ситуацию, предложить выполнять трудное служение или даже подвергнуть критике или насмешке. При этом он внимательно следит, сохраняет ли ученик чистое видение, чистоту Самайя, Веру и приверженность.

Путь к чистому видению не опирается на мирскую логику. Если ученик искренне доверился какому либо Гуру, то само это доверие и есть процесс очищения. При этом не так важна личность учителя, как Вера ученика. Это традиционный подход большинства духовных школ, проверенный тысячелетиями.

В случае же если ученик с самого начала не может применить и поддерживать чистое видение в отношении Гуру, то о каком либо дальнейшем духовном продвижении можно забыть. Напротив, если ученик способен воспринимать в чистом видении и искренне благодарить в благоговейной покорности и смирении Гуру за его наставления через критику и указание на ошибки, то это Милость для ученика. Именно таким образом Гуру самым быстрым путём ведёт ученика к Пробуждению.

 

Просветленные мастера и святые о чистом видении

 На уровне воззрения

 
На уровне воззрения мы формируем наше отношению к проявленному миру, чистое видение, которое поддерживаем в созерцании. Чистое видение в традиции Лайя-йоги - это привыкание к воззрению, привыкание к тому, что все, что снаружи, и все, что внутри – Брахман, который чист по своей сути.

27. Как Я могу говорить об этом Высшем Блаженстве или поклоняться ему, если оно не ведомо Мне как объект знания? Ибо Я сам – то Высшее Блаженство, Наивысшая Реальность, которая является цельной и полной по своей природе и всепронизывающей, подобно пространству. 
40. Что бы Я ни делал, что бы Я ни ел, какие бы жертвоприношения Я ни совершал, и от чего бы Я ни отказывался – ничего из этого не принадлежит Мне. Я извечно чистый, нерождённый и неизменный [6].
 
 Я – запах в цветке, Я – красота в цветах и листьях, Я – свет в сиянии и даже в этом свете Я – его ощущение. Я - внутренняя истина или сознание, свободное от концептуализации, во всех движущихся и неподвижных существах этой Вселенной. Я – сущность всех вещей в этой Вселенной. Как масло существует в молоке и текучесть - в воде, так я существую во всем том, что существует, как энергия сознания. Этот внешний мир прошлого, настоящего и будущего существует в бесконечном сознании без различения объективности. Это вездесущее, всемогущее космическое существо – и есть та суть, которая обозначается как «Я». Это космическое царство, называемое Вселенной, пришло ко мне само по себе и наполнено мною. Как сущность или бесконечное сознание, Я заполняю всю Вселенную, как космический океан заполняет космос после разрушения космического создания. Как немощное водное существо находит космический океан безграничным, так Я не нахожу конца самому себе, бесконечному. Этот мир, как пылинка в бесконечном сознании – она не насыщает Меня; как крохотное яблочко не насыщает аппетит слона. Та форма, которая начала расти в доме создателя Брахмы, и сейчас продолжает расти.[1, гл. 5.4].
 
61. Вечный не есть движущийся мир; он отличен от него. Тем не менее, все, что не он, - ничто и само по себе недействительно (простое явление). Все, что кажется чем-нибудь иным, чем Вечный, есть обман, подобный миражу в пустыне. [7]
 
46. Стремящийся к единению (йога) и достигший обладания истинным познанием видит оком мудрости, что все основано на его собственном Атмане.
47. Весь этот движущийся мир есть Атман; все, что не есть Атман, есть ничто, как все глиняные горшки - глина, так для мудреца все вещи суть Атман. 
48. Когда ты познаешь эту мудрость, то освободись от свойств, от всего, скрывающего твою истинную природу, и вступи в действительность (истинное бытие), в (истинное) сознание, в (истинное) блаженство, подобно тому, как гусеница обращается в бабочку[7].


На уровне поведения 

 
В повседневной жизни, при взаимодействии с сансарой, мы продолжаем различать чистое и нечистое или доброе и злое. Тем не менее, во внешнем поведении с самого начала обучения йогин придерживается принципов Винаи, а во внутреннем - Самайи. Таким образом, в любых ситуациях он стремится проявлять чистое видение, внешне как бы не меняясь.
 
13. "Высшая Сущность не будет найдена до тех пор, пока ты загрязнён понятиями "я" или "моё" (например, мой дом, моё тело, мой ум, мой разум), ибо она находится за пределами восприятия, и она не может быть осознана как "моя Сущность".  [2, гл.IX ].
 
 
 Тот, кто чист умом, интеллектом и эго, чувствами и их восприятиями, воистину чист и так же всё находит чистым.
63.       Тебе не надо бросаться в огонь или глубины вод (чтобы покончить с телом). Пей нектар Высочайшего Знания Шивы и оставайся, как Господь, вечно и во всей чистоте. Оставив все представления об отдельной индивидуальности, иди к своему покою. [9]
 
61. Те, чистые и божественные души, кто становится сосудом сострадания и любви, кто видит любую жизнь, как свою собственную, кто следует пути мудрости и чистоты, кто наслаждается добродетельным миром в глубине, кто держится постоянного правосудия. Мудрецы объявляют, что слова, произнесенные такими чистыми душами, образуют начало и конец всех Вед и Агам, показывая Божественное Совершенство.
62. Тот, кто видит все жизни как сверкающее обиталище моего Бога, который уменьшает страдания и печаль живых существ, получит Благословение. Я узнал, мой Бог, что все действия таких прекрасных душ – действия Божественной Красоты. Я узнал также, что их счастливые души свободны от горя и страданий. И что они – Твои возлюбленные преданные. Мой Бог! Мои уста искренни, чтобы произнести похвалу тем, кто любит Тебя. И я очень хочу служить таким душам и радоваться вместе с ними. [14].
 
Я – вечный чистый Господь всего, не связанный сном и другими состояниями, но превосходящий все творения.
59–60. Различай на каждом шагу, что Я есть всё, что безначально, сознательно, не рождено, первично, пребывает в пещере Сердца, не запятнано и превосходит мир, всё, что чисто, ни с чем не сравнимо, лишено желаний, лежит за пределами зрения или других чувств или даже ментального понимания. Всё, что вечно, – есть Брахман. Тот, кто непоколебим в такой уверенности, наверняка станет Брахманом и будет бессмертным. [10]
 
Я – зеркало, которое отражает Свет Божественной Милости. Сосредоточив ваше внимание на Мне, вы сможете увидеть его, потому что Я - его отражение и не отличим от него. Однако вы волнуетесь, как вам найти Меня. Я не нахожусь в одном каком-то определенном месте, Мое место обитания - целая Вселенная. Но если вы зовете Меня, то Я буду близок к вам. Позовите Меня – Рамалинга с мантрой Арут Перун Джьоти, и Я приду к вам.
Вы не сможете Меня видеть, прикоснуться ко Мне, но вы сможете Меня ощутить своей тонкой сущностью, так как Я вошел во все тела творения, и пребываю в вас. И так постепенно раскроется в вас Мой Свет, который есть отражение Высшего Света. Подобно тому, как сидя в темной комнате долгое время сразу не возможно выйти на улицу и смотреть на солнце, так и постепенно нужно очищаться и подготавливать тело, ум, чувства для божественной трансформации Света Милости.
Продолжайте сосредотачиваться на Мне как на форме Света, и Я сделаю все для вас властью заключительного союза с душой и телом, которую мне присудил Свет Высшей Милости [11].
 
Пребывание в состоянии чистого Бытия,
Превосходящем медитацию,
Посредством силы такой медитации (внимания к Я)
Одно есть сущность настоящей преданности. [12, шл.9].
 
Через Атман – истинное «Я» - Бога возвысь свое «я» – душу, потонувшую в океане мира, и иди путем слияния (сокровенной йоги), стремясь к полному самопознанию (божественного) единства.
Если ты мудр, оставь в стороне всякую привязанность к поверхностному и постороннему и примени свою ученость и знание к тому, чтобы узнать свою истинную сущность – Атман, и из рабства этого мира достичь подлинного Освобождения[3, Введение].
 
127. "Таким образом, лучшие среди мудрецов никогда не выходят из самадхи, независимо от того, совершают они деятельность или нет[2].

Основой традиции Лайя-йоги является практика постоянного созерцания, памятования себя. Ученик, находясь в глубине своего сердца, не может одновременно находиться в нечистом видении. 
Изучение древних текстов и посланий просветленных учителей позволяет ученику укрепить Веру и зародить бхаву, с которой он должен выполнять любые практики, постоянно сверяя свое мироощущение с мироощущением, передаваемым нам священными писаниями. Таким образом, йогин всю свою практику старается в поведении приблизиться к правильному воззрению и, затем, сделать такое воззрение центральным, определяющим его отношение к миру и к Богу.
 

Гуру о практике чистого видения
 

 
 
1. Священная связь есть обещание чистого видения, даваемое в начале Пути учеником Мастеру. Чистота видения открывает и питает священную связь. Вне чистоты – Путь, священная связь немыслимы. 

Не стать учеником тому, кто не в состоянии дать и выполнить обещание чистого видения по отношению к Мастеру. Невозможно практиковать без чистого видения по отношению к Сангхе. Однако, в начале Пути, чистое видение во многом опирается на намерение осуществить такое чистое видение. Вследствие этого ученик может иметь различные препятствия в практике. Чем ближе ученик будет приближаться на уровне поведения к правильному воззрению – чистому видению, тем меньше он будет получать сбивающих пран и тем более успешной будет его практика. Ученик не перекладывает ответственность за себя, свою садхану на Гуру. Именно собственная ответственность позволяет ему применять чистое видение, т.к. он полностью самостоятельно принимает решение.

2. Чистое видение означает, что ученик привыкает видеть мир величественным, священным, полным света, чистоты, блаженства и восторга, спонтанности, свободы и творчества

Когда же у нас нет чистого видения, то мы видим клеши и недостатки, разделяем и осуждаем, обижаемся и раздражаемся. Всё это результат проекций нашего двойственного ума. Вначале мы практикуем чистое видение в отношении божеств, Гуру и Сангхи. Постепенно ученик старается видеть окружающий мир, самого себя величественным и священным, наполненным светом и божественными энергиями. Такая привычка становится способом восприятия – восприятия в чистом видении. 
В Лайя-йоге ученик принимает чистое видение сначала в качестве обязательства, тем самым закладывая фундамент духовной чистоты. В процессе практики чистое видение из обязательства преобразуется в мироощущение. 
3. В чистом видении ученик пытается увидеть мир, как поле Игры Беспредельного, всех существ – как его чистые излучения, жителями неба, все звуки – как песни Беспредельного, а все события, случающиеся с ним, как касание и знаки Духа.

Сознание святого подобно острову из золота: вы его оскорбляете - он видит это как милость Абсолюта, вы его восхваляете, он видит это как хвалу Абсолюту. 
4. Чистота видения – это попытка ученика видеть мир священным, даже если ему кажется, что это не так.

У учеников могут быть духовные проблемы, если им не удается справляться с потоком своего нечистого видения. При этом уровень осознанности жестко связан с уровнем чистого видения. Однако каждый ученик должен уяснить, что на самом деле, духовных проблем как таковых нет вообще, есть только нечистое видение. Для достижения успехов в духовной практике необходимо правильно использовать чистое видение: уметь контролировать мысли, которые возникают из-за внешних воздействий и самскар, видеть любую ситуацию позитивной. Довольно сложно найти позитивное, например, в пересоленном или невкусном прасаде. Однако если такой прасад мы примем как испытание для нашего чистого видения, то это вполне нам по силам.

5. Такая попытка, развиваясь, ведет ученика к истинному видению, тогда он реально видит: мир священен. Ученик видит: мир подобен острову из золота, где нет и крупицы обычного песка или грязи.

Нужно использовать любую возможность для порождения божественных бхав от возникающих ситуаций и этой энергией питать чистое видение. Понимая это, практик всегда знает степень своей силы и уходит от тех ситуаций, в которых его сознание «липнет» и «неудерживается», и, напротив, он интегрируется с ситуациями которые ему по силам – получая их энергию. 
Видение (чистое или нечистое) мира полностью зависит от воли йогина, его кармического видения и мировосприятия.
Постепенно ученик понимает, что сознание, в абсолютном смысле, чисто и совершенно, и незапятнанно. Поэтому любые мысли и внешние проявления возникают, по сути, из этого чистого и совершенного сознания, тоже будут иметь те же свойства и качества – будут чистыми. 

6. Обретение чистоты видения есть достижение Мастеров, указывающее на стадию одинакового вкуса. Оно означает, что ученик видит мир священным храмом, бесконечным золотым узором, слышит его звуки священными мелодиями, видит других и себя величественными, а все, что случается с ним на Пути – непостижимыми Играми Беспредельного Духа.

Поначалу ученик может воспринимать замечания, трудности служения и быта как незаслуженную критику и даже как унижение или оскорбление. Однако на самом деле это порождение его нечистого видения и неудовлетворения его эго. В результате можно впадать в гнев, уныние, обиду, злобу. В этом случае словосочетание «чистое видение» служит такому ученику в качестве пароля, который меняет его взгляд на мир в правильную сторону мгновенно. Так как он уже на уровне ума понял, что все является только игрой энергии собственного осознавания. Однако для обретения постоянства в чистом отношении к миру требуется время и определенные усилия.

7. Ученик видит Мастера сотканным из узоров света, как величественное воплощение Духа, Путь и метод – как проявления искусности Духа, спутников – как чистых божественных воинов Духа. Когда он видит так, его представление о себе меняется.

Вначале ученик понимает чистое видение только на концептуальном уровне, не задумываясь особо о том, соответствует или нет такое понимание тому, что понимает под чистым видением Гуру. Через некоторое время практики настоящее чистое видение может появиться на короткий период, например, после бхаджан-мандалы. И теперь уже ученик знает, что такое чистое видение не только на концептуальном уровне, а и на уровне переживания. Постепенно такая бхавана, чувство чистоты мира, закрепляется, и ученик привыкает смотреть другими глазами на мир. И вот он уже носит эти «розовые очки» практически не снимая. Такой йогин может слушать сансарные истории обычных людей и вообще не воспринимать их и не понимать о чем речь. В то же время он может видеть, благодаря появившейся ясности, самую суть проблемы и ее решение на кармическом уровне. Таким образом, чистое видение – это видение кармических, сансарных проблем как бы из другого мира. 

Укрепляющийся в чистом видении видит и собственные кармические проблемы, проявления собственного эго, неусмиренного ума теперь более ясно. Естественно, что его представление о себе, как об индивидуальном существе меняется.
Когда йогин доходит до определенного уровня, Божества открывают ему секрет его собственного происхождения, они открывают ему, кто он есть на самом деле в чистом видении. И внезапно он понимает что всегда был проявлением какого-либо семейства божества, его иллюзорным телом или воплощением, он им всегда был, но просто это иллюзорное тело так глубоко вошло в материю, в мир смертных, сформировало ложную индивидуальность, что произошло сильное отождествление с этим. Это приходит в свое время, когда уровень чистого видения проявляется. Это не значит, что он начинает как-то воображать: «так, ну, вот с сегодняшнего дня я точно воплощение какого-то Божества», - это не на уровне ментальных размышлений делается, это приходит, как результат глубокого самоузнавания и проникновение в глубокое видение.(Из лекций Гуру)

8. Лишь тот, кто способен увидеть красоту в уродливом, святость в обыденном, величие в бесчестье, совершенство в убогости, возвышенность в низменном и блаженство в страдании – достоин называться Мастером, постигшим Путь.

О Рама, рассматривай все действия повсюду как чистое сознание и живи, направив свое видение вовнутрь. В страданиях и несчастьях, в безвыходных ситуациях и в боли, оставайся свободным от страдания внутри себя, но веди себя, как если бы ты был в страдании, в соответствии с обстоятельствами и местными обычаями, даже проливая слезы и стеная и внешне переживая удовольствие и боль. Наслаждаясь компанией своей жены и участвуя в фестивалях и т.д., проявляй удовольствие, как если бы ты был подвержен умственным ограничениям и обусловленностям. Занимайся похоронными церемониями или даже войной, как человек с ограниченным пониманием и глупец. Копи богатство и уничтожай врагов, как делают глупые люди с ограниченным пониманием. Сопереживай со страдающими. Поклоняйся святым. Радуйся счастью. Печалься в печали. Будь героем среди героев. Со взором, развернутым вовнутрь, плавая в блаженстве осознания, со спокойными сердцем и разумом, ты не делаешь того, что ты делаешь[1, гл 6.17].

9. Чистота видения не есть нечто, создаваемое учеником путем тренировок. Это естественный способ видеть вещи как они есть. Тренировки нужны потому, что вначале ученик не может видеть. А без видения как постичь знание?

Сначала мы зарождаем Веру. Без Веры любые упражнения в чистом видении будут напрасны. Затем ученик может получить некоторое переживание, используя изображения богов, святых, учителей, духовную музыку, через ритуалы почитания, коллективные практики, лекции Гуру, тексты святых писаний и др.
Даже непрактикующий, видя изображения богов, святых, слушая их жизнеописание, во время молитв, ритуалов, может испытать благоговение, уважение, восхищение и чистое видение.
Затем ученик стремится сохранить это чистое видение в обычных действиях и переживаниях. Он старается пребывать в чистом видении во время тривиальных действий: передвигаясь, делая покупки, на совещании, во время приема пищи и тд.
Ученик не должен думать, что это чистое, а  это нечистое. Ведь все уже изначально чисто. И ему только что сообщили об этом. Все ситуации начинают обнаруживаться происходящими из этого единого Источника.

10. Чистота видения позволяет, став Мастером, свободно парить в поле Игр Беспредельного Духа.
11. Даже не видя это реально, человек Пути пытается увидеть мир священным полем Игры Беспредельного Духа.

Не обладая присутствием, можно только пытаться войти в такое поле Игры, однако удержаться там неопытному ученику невозможно. Как получить опыт в чистом видении, как практиковать - изложено в следующей главе.

12. Чистое видение указывает прямую дорогу к величию жителей неба, одинаковому вкусу всего видимого во вселенной. Чистое видение – самый короткий способ увидеть мир и существ как они есть – сияющими и самоосознающими излучениями Беспредельного.

Гнев, неприязнь и отвращение есть проявление зерцалоподобной мудрости. Они есть гневные игры чистого Ума. Если гнев, неприязнь и отвращение проявляются без цепляний, как игра, они неотделимы от Пустоты, их породившей; из Пустоты исходят, в Пустоте же и растворяются.
Гордость, тщеславие, самодовольство, высокомерие есть проявление чистой равностности, присущей Всевышней Сущности. Исконная Основа, нерожденный Ум, Высшая Сущность находится в самом центре горделивого ума, смотрящего на все с чувством превосходства. Если они проявляются без эгоизма, без цепляния и едины с пустотным созерцанием, они неотделимы от светоносного пространства — Пустоты и являются его игрой, чистой с самого начала. [13, гл 76]. 

На первых стадиях обучения вообще не понятно каким же это образом, скажем высокомерие, присуще Всевышней Сущности. Ведь мы всеми силами пытаемся искоренить эти пороки у себя. Только реализовав некоторые основы чистого видения можно понять, что вторая часть Атмана – это энергия, которая в проявленном мире может проявляться как высокомерие, гордость и тд., так как йогин живет в проявленном мире, мире желаний. Без привязанности к желаниям, или нежеланиям, действиям или бездействию, все другие проявления, качества этого мира – чисты по своей природе. Практики интеграции с внешней энергией, как правило, используются на завершающих этапах обучения. Когда йогин накопил достаточно личной силы, он может вызвать на поединок внешние энергии, которые на начальных этапах обучения определяются как сбивающие праны. 

13. Мастера говорят, что привычка к чистому видению воспитывает в ученике лучшие качества: терпение, отрешенность, всеприятие, отпускание себя.

Невозможно разделить чистое видение, непрерывное созерцание или нахождение в присутствии и контроль над эго. Эти три практики связаны по своей природе. 

14. Чистое видение усиливает сияние человека как излучающего существа, рассеивая сны его разума.
15. Чистое видение привлекает внимание жителей неба, хранителей знаний и небесных странников, поскольку они отзываются на подобное себе. Когда чистое видение достигает большой глубины, оно привлекает касание Беспредельного и генерирует вспышки Духа.
16. Привлеченное сиянием чистого видения, Беспредельное касается вновь и вновь, пока не произойдет цепь вспышек Духа и ученик реально не поймет, что он был прав, упражняясь в чистом видении.
17. Особое свойство чистого видения – открывать величие жителей неба и даровать счастливую судьбу ученику, идущему по Пути. Чистое видение вознаграждает ученика одинаковым вкусом и дает власть над самыми плотными грезами, защищая его от влияния мрачных сторон души.
 


Основа Путь и Плод в практике чистого видения
 

 
Основа - это сам Брахман, сам Абсолют, который существует всегда, независимо от нас. Основа не меняется при выборе той или иной практики.

Путь - это сама практика чистого видения йогина, стремящегося быть в постоянном присутствии, быть осознанным. Путь – это способ установления связи со Всевышним Источником. Например, благодаря личной практике или передаче от Учителя йогин получает переживание чистого видения, а Гуру подтверждает истинность такого переживания. Тогда ученик постоянно опирается на это переживание и работает с ним до тех пор, пока оно не наберет силу. 

Плод – конечная цель практики вообще и практики чистого видения в частности. Это полное, совершенное, естественное состояние. Получить Плод означает реализовать естественную осознанность и чистое видение в полной мере.  Это проявляется как самадхи, как единый «вкус», не разделяющий на чистое и нечистое, правильное и неправильное, как божественная гордость, как различные божественные силы, как спанда - творческая вибрация в виде различных сил (например, в виде божественного знания – джняна-шакти, божественной воли – иччха-шакти, божественного действия – крийя-шакти, божественного блаженства – ананда-шакти, божественного всемогущества – айшварья-шакти, божественной свободы – сватантрия-шакти). 

На первых этапах ученики имеют много нечистого видения, слабый единый «вкус», слабы в созерцании и в то же время заявили, хотя бы и сами себе, что они являются практикующими и встали на Путь. Следовательно, они стали «видны» в тонком мире – привлекли к себе внимание. Из-за нечистого видения  они очень уязвимы, очень подвержены астральным влияниям, внешним воздействиям. Окружающие энергии не распознаются как божественные, более того, они не ощущаются. 

Чистое видение вместе с единым «вкусом» в созерцании – это неуязвимая, несокрушимая твердыня, это такое царство, которое нельзя покорить. Кажется, что это нечто эфемерное, невидимое, тем не менее, его сила очень велика, если вы умеете правильно им распоряжаться. Перед ним не властны болезни, духи, астрологические дурные влияния, грехи; даже кармические последствия не властны над тем, кто обрёл такое видение, так как все они растворяются в таком чистом сознании (Из лекций Гуру).

Поэтому практикующий должен стремиться как можно скорее получить такую защиту чистого видения. Это еще один стимул скорейшего продвижения в практике.

Чистое видение означает, что мы переводим свой ум из обыденной плоскости в божественное видение, тогда для нас все благоприятно. Видеть все в чистом видении означает изменить картину мира изменить Вселенную благоприятным образом. На этом принципе основано большинство практик, с помощью которых их авторы обещают достижение материального успеха в проявленном мире.
 

Как практиковать чистое видение

 Принципы чистого видения означают, что мы пытаемся рассматривать все звуки – как звуки мантр или бхаджанов, как чистое измерение, всех живых существ – как проявление божеств, а весь мир – как мистическое пространство, как мандалу и самих себя – как божеств. Однако это не значит, что за каждым проявлением мы нужно видеть божеств – покровителей воды, земли, других элементов и др. Хотя присутствие таких божеств не отрицается, в традиции Лайя-йоги за ними мы всегда стараемся видеть проявление Абсолюта.

Поначалу ученик может просто не понимать Учение, а, следовательно, у него не будет и внутреннего почитания. В этом случае в полном смысле о чистом видении говорить преждевременно. У такого ученика может быть только концептуальное чистое видение, основанное на Символе Веры. В дальнейшем же с прояснением и обретением Веры возникает благоговение, изумление и очень глубокое состояние почитания Учения, появляется возможность практиковать реальное чистое видение.
 

 Основные правила практики чистого видения

1. Не терять осознанность, поддерживать внимательность, находиться в состоянии внутреннего наблюдателя, быть не участником, а свидетелем в любой ситуации – то есть непрерывное памятование метода.
Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз – это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь – всегда размышляй об Атмане. [8, шл.23]
2. Рассматривать ситуацию как осознанное сновидение, как чистую игру божеств и Абсолюта, в которой разворачиваются собственные энергии ученика.
3. Общаясь с человеком, стараться видеть душу, которая страстно ищет Бога, Путь к освобождению, или божество, которое вас проверяет на осознанность, внимательность.
4.   Не терять способность использовать понятийный ум, собственную ясность, волю, способность к логическим суждениям. То есть быть адекватным изменениям окружающей обстановки.
5. Не следует активно демонстрировать чистое видение окружающим, соблюдая самайю, так как это может вызвать реакции, которые осложнят практику.
6. Ключ к реализации чистого видения – всепоглощающая Вера в божественное устройство мира, в наставления Гуру.

          Чистое видение не предполагает какое то фантазирование или визуализацию. Йогин, используя переживание внутреннего наблюдателя «я есмь», непрерывно поддерживает ясность и бдительность, ощущение величия, восхищения и возвышенности как гордости божества или светоносности и ощущения энергии во всем. Чистое видение означает особый настрой чистого восприятия, бхаву, особую глубину видения, когда ученик прозревает, ощущает за внешними событиями их тонкую сущность, проявление Абсолюта.

 
Базовые практики Лайя-йоги, использующие чистое видение

 

 Ходьба с санкальпой "чистое видение"

 
В процессе повседневной деятельности и в процессе практики Чанкранаман мы озерцаем во время ходьбы, пытаясь видеть других людей, животных, птиц, деревья как проявление божеств, а возникающие ситуации - как проявление игры (лилы) Вселенского Духа. Все звуки мы слышим как священные песни (бхаджаны и мантры), а мир пытаемся рассматривать как мандалу, мистическое пространство, в котором играют божества. Во время движения мы стараемся почувствовать движение энергии внутри тела и движение тела, как энергетической сферы через море энергии, которая, оставаясь невидимой, заполняет окружающее пространство.
На первых порах сохраняем чистое видение с некоторым тонким усилием, настроем, бхавой. Такое усилие необходимо, так как ум будет стремиться вернуться в свое привычное сансарное видение. Со временем такое усилие становится ненужным, так как обыденное видение оказывается вытесненным.

В результате возникает ощущение священности, святости, чистоты и совершенства всех явлений. Каждое впечатление и действие воспринимаются как акт, подношение, священнодействие, инициация, каждая ситуация - как испытание или проявление игры Абсолютного Духа. 

Продолжаем совершенствоваться в чистом видении среди «сложных» объектов и ситуаций: на рынках, вокзалах, электричках, магазинах. 

Как результат успешной практики возникает открытость, приятие, доверие, восхищение, меняется радикально отношение к людям, жизни, вещам. 

Бхаджан-мандала 

 
Основной принцип практики Бхаджан-мандалы – чистое видение. Выполняя Бхаджан-мандалу, ученик пытается почувствовать себя Божеством. Не нужна визуализация, а нужно ощущать. Такое ощущение – это ключевой момент в практике присутствия, которая называется Дева-бхавана или Божественная гордость.

 Для того чтобы не иметь сомнения, что же такое Дева-бхавана, ученик вспоминает Гуру или божеств, которых он видел на алтаре, и вспоминает ощущения, которые они вызывают.

 Это может быть ощущение величественности, благоговения, когда сознание становится возвышенным. Затем ученик представляет, что это не божества или Гуру обладают таким сознанием, а он сам, как бы объединяясь с Божеством.
Если поначалу нет таких ощущений, то все равно следует думать, что они есть, а недостаточно чувствительности, которая постепенно развивается. В дальнейшем божеств следует понимать как пустотных, как являющих собой проявление собственного ума ученика, как неотделимых от его созерцания.
 
 

 Практика четырех бесконечных состояния сознания

Четыре Бесконечных Состояния Сознания это Бесконечная Любовь, Бесконечное Сострадание, Бесконечная Радость и Бесконечное Беспристрастие. 
Ученик практикует созерцание самого себя посреди бесконечного пространства и порождает возвышенное состояние величия и Божественной гордости. На начальном этапе это можно выполнять с использованием визуализации. Однако правильно выполнять такую практику, настраиваясь на божественное ощущение самого себя, и затем, представляя, как это ощущение самого себя расширяется до пределов зала, города, затем всей Вселенной.  

Нужно представить себя настолько большим, насколько хватит воображения, так, словно из пор тела излучаются звезды, планеты и галактики. После такой подготовки зарождаются последовательно Бесконечные Божественные Любовь, Сострадание, Радость и Беспристрастие. По завершению практики ученик стремится поддерживать такое состояние чистого видения постоянно.
 


Практика медитации
Оказываясь в естественном состоянии в результате успешной медитации, йогин несомненно пребывает в чистом видении и может запомнить переживаемые ощущения.


Практика написания трактатов и изучения Учения


  В период изучения Учения, когда йогин соприкасается с первоисточниками, в которые просветленные мастера и святые вложили свое мироощущение, свою любовь к Богу и радость Пути, он «напитывается» этой бхавой, которая постепенно проникает в его тонкое тело. При этом может проявиться неожидаемый всплеск осознавания мира в чистом видении, быстрое продвижение в практике.

 


Практика чистого видения в повседневной жизни

Помните ли вы себя в возрасте 4-6 лет? Тогда окружающий мир был сказкой, существовал Дед Мороз, феи, волшебники. В каждом предмете нам легко было увидеть нечто необычное, сказочное. Наверное каждый думает - как же хорошо было в детстве. Забот не было, а волшебство было. И мы жили с определенным чувством, которое достаточно сложно поддается описанию, в ожидании новых сказочных событий в своей бесконечной (как нам казалось) жизни.
Чистое видение подразумевает, что мы пытаемся вернуть себе примерно такое же мироощущение. Мир не такой, каким он кажется. Все, что нас окружает – сказочно или божественно, загадочно и интересно. Нас окружают невидимые божества, которые помогают и оберегают нас. Мир любит нас!


Мир в своей основе божественен и не имеет значения признаем мы это или нет, нравится нам это или нет. Этому нет объяснений, это нельзя обосновать, но в это можно поверить, затем усвоить и, наконец, пережить. Для этого ученик привыкает видеть все глубоким, непостижимым, чистым и совершенным, как божественное пространство, созданное нашим сознанием, людей - как божеств, а все происходящее - как творческие божественные игры (лилы) энергий проявленного Абсолюта.



Чистое видение означает непрерывное рассматривание все абсолютным и священным. Однако, ак правило, на начальных ступенях практикующий еще не имеет таких переживаний, которые могли бы показать ему внеконцептуальную природу существования его самого и проявленного мира. В этом случае чистое видение означает, что мы реально на практике пытаемся применить понимание недвойственности и привнести его в каждое мгновение своей жизни за счет обожествления проявленного мира.

94. "Если человек не способен постичь это чистое состояние, тогда он должен поклоняться Богу в той конкретной форме, которая наиболее приемлема для него; таким образом, он так же несомненно достигнет цели, хоть и постепенно.
95. "Сколько бы ни пытался человек в миллионах рождений, он не сможет продвинуться вперёд, если он не будет идти по одному из этих двух путей" [2, Глава VII].

Обожествление – это конкретный метод, присущий пути тантризма и описанный во множестве индийских, буддийских и джайнских текстах. Это способ увидеть мир как проявление единого божественного первопринципа.

Этот метод приносит пользу прежде всего самому ученику и применяется ради блага самого же ученика, поскольку это весьма действенное средство устранить рамки в сознании и выйти на другой уровень восприятия – в так называемое «чистое видение»2.
Практика чистого видения – это не просто практика – попрактиковал и забыл. Начал другую практику. Чистое видение – это, можно сказать, навсегда. По крайней мере, до тех пор, пока мы считаем, что занимаемся йогой. Чистое видение, как практика, является промежуточным состоянием к абсолютному, божественному видению. 

На первых порах бывает довольно трудно сразу ощутить все божественным. Тогда начинаем с малого, с соблюдения винайя и самайя, с контроля за чистотой речи, мыслей, еды, поведения, действий и т.д. Далее замечаем, что у окружающих нас людей есть не только недостатки, но и достоинства. У них есть свои проблемы. И, по сути, между нами нет никакой разницы. Для того, чтобы это почувствовать, перевоплощаемся, например, в бездомного в переходе, пытаемся ощутить как ему холодно, одиноко и тд.
Если возникает какая-нибудь негативная или нейтральная оценка ситуации, то внутренний наблюдатель замечает это и сразу заменяет ее позитивной оценкой. Важно, чтобы период времени от момента, когда такая негативная оценка сформировалась, и до момента, когда она была заменена на позитивную, постоянно уменьшался. То есть «взлеты» чистого видения должны становиться выше и длительнее, а падения – неглубокими и короткими.

Почему так популярно кино и телевидение? Потому, что человек, который видит фильм, отождествляет себя с тем или иным героем, переживает так же и тд. То есть на что мы смотрим, тем мы и становимся. Для воспитания чистого видения нужно смотреть фильмы, где герои – святые, просветленные или боги. Или хотя бы знать и иногда перечитывать истории, с ними связанные. При этом мы можем запомнить ощущения, которые вызывали в нас эти истории, связав их с изображением и с именем конкретного божества или святого. Далее остается только при необходимости вспоминать эти, присущие божествам и святым, ощущения, окрашивая ими те или иные проявления внешнего мира.

Услышав мирскую музыку, йогин понимает, что то, о чем поют мирские существа, - это чистая Дхарма. Вот замечательный пример всем известной песни Юрия Лозы.
На маленьком плоту сквозь бури, дождь и грозы.
Взяв только сны и грезы и детскую мечту
Я тихо поплыву пути не выбирая,
И может быть узнаю мир в котором я живу.
Ну и пусть будет нелегок мой путь,
Тянет на дно лень и грусть, прежних ошибок груз,
Но мой плот свитый из песен и слов,
Всем моим бедам назло вовсе не так уж плох.
Я не от тех бегу, кто беды мне пророчит.
Им и сытней и проще на твердом берегу.
Им не дано понять, что вдруг со мною стало,
Что вдаль меня позвало, успокоить чтоб меня.
Нить в прошлое порву, и дальше будь, что будет.
Из монотонных буден я тихо уплыву
На маленьком плоту в мир счастья и покоя,
Ведь может быть такое я когда-то обрету

И уж конечно нам не составляет труда заметить, что чистое видение лежит в основе большинства практик, используемых в Учении. Например, это очищение пищи, посвящение заслуг, начитывание мантры ОМ, простирания и тд. Такая простая практика, как очищение пищи, когда вся пища, которую мы едим, является прасадом, то есть освященной, а вся вода, которую мы пьем, является святой, если она выполняется регулярно, большое благо как для роста самосознания, так и просто для здоровья.
 В какой-то момент может прийти понимание, что за действиями монахов, Гуру, обычных людей стоят более высокие силы, которые подчинены Абсолюту и являются его энергией. 

Мы находимся в чистом видении и нас толкнули. Отлично. Это был тест на глубину созерцания и чистое видение. Все вокруг, так или иначе, стараются помочь нам освободиться от двойственного восприятия, выработать определенные качества. 

И, в один, прекрасный момент, все встанет на свои места, - к нам придет осознание, что происходит грандиозный божественный спектакль, в котором все играют роли, а режиссер этого спектакля сам Абсолют. Тогда у нас возникнет ощущение святости и благоговения к каждому акту творения, к каждому участнику (Из лекций Гуру).

Внезапно мы понимаем, что за любыми проявлениями стоят тончайшие виды энергий, эти энергии абсолютны и чисты. Нечист только наш теперешний способ восприятия, но когда мы становимся истинными йогинами, все в нашем восприятии видится как чистота и волшебство, каждое действие имеет сакральный смысл, каждый взгляд, улыбка, слово - посвящение, каждая капля дождя, дуновение ветра, шелест листвы, луч солнца, прикосновение - благословение.

Один из методов, как практиковать чистое видение, это оставить все «как есть» и увидеть в этом сакральный смысл. «Все» это не только внешний мир с его объектами и обстоятельствами, но внутренний: мысли, чувства и эмоции - являющиеся равнозначными объектами для внутреннего наблюдателя.

Другой метод - взгляд на любую ситуацию со стороны, в безэговости, позволит увидеть ее в чистом видении. Можно даже представить себя в иллюзорном или тонком теле, отделенным от физического тела, наблюдающим за своим физическим телом и его взаимоотношениями с проявленным миром.

Метод замещения заключается в том, что мы по возможности замещаем сильные воздействия внешнего мира, сбивающие праны, более слабыми воздействиями или вообще воздействиями благоприятными для практики. Например, в транспорте можно слушать плеер с мантрами или лекциями Гуру.

В начале нашей практики желательно как можно дольше оставаться в местах чистого видения, где мы имеем минимум сбивающих пран, но максимум чистых отношений, впечатлений и соответствующих чистых мыслей. К местам чистого видения можно отнести Дивья Локу в целом, храмы, посвященные святым, места ритритов и совместных практик, общество Гуру и монахов и др. Это совсем не означает, что нужно стремиться создать идеальные условия, однако запастись соответствующими ощущениями, которые мы испытываем в таких местах, крайне полезно. В последующем можно использовать этот опыт, воспроизводя бхаву чистого видения в любых условиях.
 


 Чистое видение, энергия, Просветление


А собственно говоря, почему чистое видение? Может можно без него обойтись? Заменить какой либо другой практикой? Не представляется возможным! По той простой причине, что если наша цель – Просветление, то нам не удастся обойти воспитание в себе качеств чистого видения, как бы такая практика не называлась. 

Рассмотрим Путь с точки зрения накопления энергии. 
В нашем проявленном мире практикующий может, по своей сути, накапливать только энергию, которая при необходимом уровне Веры и позволяет достичь Просветления. Здесь подразумевается, что такая Вера формируется на основе священных писаний и наставлений Гуру. 

Под энергией здесь подразумевается совокупность энергий как физического, так и других тонких тел. Как йогин может накопить энергию физического тела? Выполнением асан, пранаям, крий и мудр. Как йогин может накопить энергию тонких тел? С помощью практик концентрации, визуализации и медитации. С помощью практик мантр и Бхаджанов.

Поднять уровень энергии могут правильное питание и места силы. Поднять уровень энергии может Любовь, Радость и Сострадание, а то есть производные от них Бхавы. Например, сострадание к существам, которые не имеют по тем или иным причинам возможностей практиковать и понять Учение, иногда может привести к мысли, что может мне дан такой шанс именно потому, что других его нет. Если это так, то достаточно ли усилий прикладывается в практике? Поднять энергию опытного практика может и желание, которое он взял под контроль.

Однако наше поведение в проявленном мире является определяющим при накоплении энергии. При этом мы или разбазариваем энергию, накопленную в практиках, или сохраняем и добавляем новую. Все, что отвлекает наше внимание без нашего на то разрешения, забирает энергию. Будь то реклама в метро, кино или статья в газете. Если созерцание прекратилось и ум захватился внешним объектом, энергия утекает. Если же внешний объект при своем воздействии вызывает нашу эмоциональную реакцию: раздражение, страх, ненависть, зависть, ревность и тд., то энергия утекает с огромной скоростью. Наверное каждому известно чувство некоторого опустошения после споров, которые, как правило, никогда не завершаются. 

Если учесть, что практикам йоги мы можем уделять в день в лучшем случае 10-15% своего времени, то что происходит с нашей энергией в остальное время? Поэтому практика созерцания в Лайя-йоге является центральной. Ее цель – научиться контролировать энергию в 100% времени. И чистое видение здесь используется в качестве санкальпы, то есть установки или намерения видеть мир чистым в 100% времени. 

В этом случае никакие внешние объекты не могут завладеть нашим вниманием настолько, чтобы вывести нас из равностного отношения к предметам и явлениям проявленного мира. Следовательно, чистое видение – это страж, который сохраняет, бережет от разбазаривания нашу энергию и приумножает ее.

 Заключение

 
В состоянии неведения научиться чисто видеть непросто. Даже при задании соответствующих установок в практике. Это связано с постоянной деятельностью нашего неусмиренного ума, его постоянными оценками окружающего мира, домысливанием, попытками исправить и дополнить. Продукты ума (манаса) в их первоначальном виде всегда в той или иной степени вносят искажения в чистоту видения. Степень такого искажения зависит от кармических предрасположенностей йогина и текущей ситуации. Однако главным препятствием к чистому видению является отсутствие Веры или слабая Вера на начальных стадиях обучения.
Чистое видение это непреступная стена Веры, которой окружает себя практикующий, не позволяя проникнуть внутрь своего сознания нечистым мыслям. 

В нашем человеческом мире чистого видения не хватает. Часто чистого видения не хватает тем, кто только начинает изучать учение. Иногда практикующий не понимает того факта, что чистота видения в определенной степени является вполне адекватной оценкой уровня его духовного развития. В этом узком смысле чистое видение может рассматриваться как цель или Плод практики. А методы, которыми достигается чистое видение, могут рассматриваться как Путь, по которому следует практикующий.
Практика чистого видения позволяет:

1. Изменить наше кармическое видение, а значит и изменить судьбу.
2. Достигнуть понимания недвойственности и привнести его в каждое мгновение своей жизни.
3. Максимально быстро стать на уровень чистых божественных миров, где нет омрачений, а вместо клеш и отвлекающих мыслей есть непрерывная погруженность в созерцание источника.
4. Постоянно находиться в чистом видении невозможно без созерцания. Одним из путей укрепления в созерцании является применение санкальпы чистого видения.
5. Поддержание чистого видения тождественно поддержанию Бхавы – настройки на божественное.
6. Распознав божественное в каком либо явлении, которое привлекло наше внимание, мы сохраняем чистое видение и углубляем созерцание.
7. Чистое видение - ключ к успеху, процветанию, гармонии и долгой жизни в проявленном мире.

Таким образом, практика Чистого Видения может быть признана вполне самодостаточной практикой, пригодной для постоянного применения в качестве основной практики или как санкальпа при использовании других практик созерцания.

Путь к Просветлению через чистое видение имеет два подхода. Во первых необходимо прочувствовать что такое чистое видение на уровне воззрения, а во вторых – на уровне поведения нужно постепенно приближаться к такому чистому видению. Оба этих подхода не существуют один без другого, поддерживают и помогают один другому. Без практики чистого видения не может быть сформировано устойчивое воззрение. Без правильного воззрения нет и практики, так как такой путь не будет правильным.
Практика чистого видения ведет к созерцанию, а ее результатом является один из видов естественного состояния - состояние единого вкуса.
 
 
 
Да пребудут все ученики Гуру в чистом видении и да достигнут они уровня непрерывного созерцания.
 

Литература 

1. Йога Васиштха.
2. Дататрея. Трипура Рахасья.
3. Ади Шанкарачарья. Вивека Чундамани
4. Сатгуру Свами Вишну Дэв. Кодекс Мастера
5. Шри Гуру Гита. Песнь Гуру
6. Даттатрея. Авадхута Гита
7. Шанкарачарья. Атма Бодха
8. Йога Татва Упанишада. Смысл йоги
9. Атма Сакшаткара. Агамы
10. Девикалоттара. Агамы
11. Рамалинга. Послание Рамалинги
12. Шри Рамана Махариши. Упадеша Сарам. Суть Наставления
13. Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги. т2.
14. Рамалинга. Божественная песнь милости. Тируарутпа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Средняя оценка: 4.00, проголосовало: 9
1 2 3 4 5   


Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи
  Логин:  
Пароль:  
Регистрация   |   Забыли пароль?


поиск
 
Личный кабинет
Блоги
Всемирная медитация
Словарь йоги
alt
Путь йога
Сознание - Праджня-янтра
Энергия - Шакти-янтра
Йога звука
Йога света
Йога сновидений
Дополнительные практики йоги
путь йоги
Основа йоги
Базовые понятия йоги
Учение Лайя-йоги
Основа, Путь и Плод
Проповедь
Молитва
занятия
Плод йоги
Ступени духовного роста
йога
Библиотека йоги
Свами Вишнудевананда Гири
Веды: истоки и традиция
Упанишады
Книги и статьи читать, скачать
Йога-тантра
Заповеди сиддхов
Буддийская традиция
Программы для Йоги
Махабхарата
Аудио для йоги
Бхаджаны
Слушать лекции Гуру
Музыка для практик йоги
Медитации
Мантры
Музыка космоса
Творчество йогов
Сказки о йоге
Стихи
Песни и притчи
Ведические максимы
Мантры и песни MP3
йогой
Откуда появилась йога
Русь ведическая
просветление
Родственные учения
Ваасту - наука о пространстве
Аюрведа
Экадаши
Ведическая Вселенная
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой нажмите клавиши 'Ctrl'+'Enter'
© Лайя йога 2010 На главную   |   Новости о йоге   |   Ссылки по йоге   |   Блоги йогов   |   Йога - Форум   |   Об этом сайте   |   Горячая линия   |   Карта
Подготовка к школе Мытищи